Предновогодние дни у компаний, торгующих автомобилями, — традиционный сезон высоких продаж. Минувший декабрь стал исключением. Мировой финансово-экономический кризис, который «катком» прошелся по автопрому, явственно ощущается и в Ульяновске.
До…
Ульяновск — город автомобильный, на верхней строчке рейтинга главных налогоплательщиков региона — ОАО «УАЗ», на несколько строчек ниже — ведущие автодилеры региона. Так что состояние региональной экономики напрямую зависит от положения в местном автопроме и автоторговле. Еще недавно оно характеризовалось как «положительная динамика».
Компании расширяли модельный ряд, открывали новые направления и автосалоны. Так, летом 2008 года в структуре ГК «Мотом» появился автосалон «Volkswagen», который в декабре выпустил на ульяновский рынок инновационную новинку Passat CC. В компании «Авторай» начались продажи моделей Lada: Priora в кузове «хэтчбек», Kalina в кузове «универсал» и Kalina-Sport, в салоне «Mazda» появились кроссоверы CX-7 и CX-9, открылся полноценный сервисный центр для обслуживания высокотехнологичных автомобилей Mazda…
… и после
Но грянул кризис, и рынок продаж автомобилей отреагировал на нестабильность в стране и мире, как и положено премиум-сегменту: все-таки в России новый автомобиль, даже самый народный, — пока предмет роскоши. Кроме того, данная отрасль «завязана» на банковских кредитах (в России около 40% новых машин приобретаются в кредит), и банки, столкнувшись с дефицитом средств, резко подняли стоимость автокредитов. А соотечественники, имеющие собственные деньги на покупку авто, решили с тратами повременить, переждать неспокойное время (экономисты называют это «отложенным спросом»).
В масштабах страны продажи автомобилей в ноябре 2008 года упали примерно на 15%, в Ульяновске этот показатель, по мнению игроков рынка, куда хуже (кто-то называет цифру и в 40%). Больше всех «досталось» недешевым иномаркам, приобретаемым в кредит. Часть представителей федеральных банков в местных автосалонах приостановили свою деятельность. Остальные — серьезно повысили требования к выдаваемым кредитам.
По словам директора «МОТОМ-Центра» Дмитрия Суханова, в компании наблюдается падение продаж по всем маркам (ГК «МОТОМ» представляет на ульяновском рынке пять автомобильных марок и две — мототехники).
Чтобы как-то исправить ситуацию, многие ульяновские автосалоны проводят всевозможные акции для потребителей. Так, «Мишар» в качестве бонуса устанавливает дополнительное оборудование, «Кит-Авто» и «АТД Вега» — зимнюю резину. В «Элекс-полюс» при покупке Chevrolet Trail Blazer 2007 года вручают «Жигули» пятой модели…
В ожидании перемен
На рынке вторичных автомобилей Ульяновска сегодня царит затишье — в свете решения российского правительства о повышении таможенных пошлин ожидается рост цен как на подержанные иномарки, так и на отечественные авто. Впрочем, с нового года подорожают и новые машины, в среднем — на 5-10%. Об этом уже объявили АвтоВАЗ, Toyota, Ford и другие производители.
Между тем кризис практически не повлиял на работу ульяновских автосалонов, торгующих продукцией АвтоВАЗА. По данным ГИБДД, порядка 87% автомобилистов Ульяновской области ездят на отечественных авто.
Не мешают кризисные явления ульяновским автодилерам строить и далеко идущие планы. Так, компании «Тон-Авто» и «Авторай-КИА» намерены открыть в 2009 году новые дилерские центры.
Глава ульяновского филиала ГК «Элекс-Полюс» Николай Козин выразил надежду, что ситуация останется стабильной — при условии, что господдержка российского автопрома дойдет до «адресата». Недавно российские банки выдали многомиллиардные кредиты четырем крупнейшим автопроизводителям России (Sollers и «АвтоВАЗу» досталось по 7 млрд. рублей).
Кроме того, Правительство РФ приняло решение субсидировать процентные ставки по трехлетним кредитам граждан на приобретение в 2009 году автомобилей массового спроса. Эти автомобили должны быть произведены на территории России и стоить не дороже 350 тыс. рублей. Размер субсидии составит 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка.
И все же, по прогнозам экспертов, автомобильный рынок в новом году будет продолжать стагнировать. Пессимисты пророчат спад продаж новых машин на 50-70%.
Валентин Смелов