Новая рубрика нашей газеты «Потребителю» вызвала живой интерес наших читателей. В редакцию поступают звонки от горожан, которые хотят знать о том, как правильно защитить свои потребительские права. На вопросы читателей отвечает адвокат Вагиз Зелимов.
Здравствуйте! Я купила комплект дорогого постельного белья. Упаковка комплекта при покупке была не нарушена. Пришла домой – не хватает наволочки. Сразу же вернулась в магазин – поменять на такой же комплект. Продавец предложил написать претензию и сказал, что отправит ее производителю по вопросу некомплектности. И просил подойти через неделю. Обоснованно ли поступил в данной ситуации продавец? Как мне быть в сложившейся ситуации? Заранее благодарю Вас.
Ольга Борисовна
В соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей», налицо один из видов недостатка товара – несоответствие товара условиям договора. Некомплектность также является недостатком товара. При обнаружении в товаре некомплектности вы вправе потребовать соразмерного уменьшения покупной цены или до-укомплектования товара в разумный срок (ст. 480 ГК). Закон устанавливает, что если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорока пяти дней.
Вы говорите: «Продавец просил подойти через неделю». Важно, в какой форме он просил. Нужно было указать эти семь дней на вашем экземпляре претензии и поставить подписи сторон.
Как поступить? Можно подождать эти семь дней. А можно не ждать, если на эти дни не было дано согласия, и потребовать доукомплектования или уменьшения цены. Для чего потребовалась неделя? Если аналогичные комплекты были в продаже, то можно было просто заменить один комплект на другой или доукомплектовать второй наволочкой. А с изготовителем пусть продавец сам потом разбирается на основании вашей претензии. Советую вам, Ольга Борисовна, обратиться за квалифицированной помощью юриста, имеющего опыт в подобных делах, с целью грамотного составления претензии. Успехов вам!
Уважаемый адвокат, мы приобрели в магазине стиральную машину-автомат, снятую с демонстрационного стенда. Продавцы наспех упаковали ее, а дома мы обнаружили, что в техническом паспорте не стоит штамп магазина и дата продажи. Внимательно ознакомившись с техническим паспортом, мы поняли, что самостоятельно не сможем подключить ее, а к кому обратиться – не знаем, поскольку в паспорте не хватает нескольких страниц.
На следующий день мы обратились в магазин с требованием заменить паспорт и поставить в нем дату продажи, но администрация магазина это сделать отказалась, мотивируя тем, что в Ульяновск поступила крупная партия таких стиральных машин, и неизвестно, где мы ее купили. Мало того: даже если она куплена у них, то в магазине нет ни одного лишнего техпаспорта. Что нам делать в этой ситуации?
Семья Новиковых, г. Ульяновск
В соответствии со ст. 10 ФЗ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товаре, перечень которой установлен в той же статье.
В случае предоставления неполной информации продавец несет ответственность в соответствии со статьей 12 ФЗ «О защите прав потребителей». Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) информацию о товаре, возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен в разумный срок, отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Поэтому советую вам написать заявление в 2-х экземплярах, один отдать администрации магазина, представитель которой должен расписаться в получении, поставить дату и штамп магазина. В заявлении сошлитесь на ст. 10 ФЗ и укажите, что, если требуемая информация не будет предоставлена в течение трех дней, то по истечении указанного срока вы откажетесь от договора и потребуете возврата утраченной суммы.
У вас должен быть чек на оплату стиральной машины, подтверждающий ее покупку именно в этом магазине. Но даже если чек потерян, достаточно свидетельских показаний о приобретении товара у этого продавца.
При неудовлетворении ваших требований можно обратиться в общество по защите прав потребителей для подготовки обращения в суд.
Свои вопросы вы можете задавать по телефону редакции 41-24-46.