В Госдуме готовятся обсудить во втором чтении законопроект, касающийся работы такси. Документ позволяет регионам устанавливать обязательные требования к уровню локализации такси, что в итоге должно привести к использованию машин с высокой долей российской сборки. В первом чтении законопроект приняли в январе прошлого года. Эксперты полагают, что введение новых правил может рекордно повысить стоимость проезда на такси. Узнали, что об этом думают ульяновские игроки рынка.

Законопроект о локализации автомобилей такси вносит изменения в закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации». Регионы смогут устанавливать свои «правила игры», однако, скорее всего, они недалеко уйдут от тех, что будут действовать на федеральном уровне. По ним степень локализации для машин такси с 1 января 2026 года должна составлять не менее 2 тысяч баллов, а с 1 января 2028 года — не менее 3 тысяч баллов.

Эксперты уже отметили, что сегодня этому критерию соответствуют лишь четыре модели АвтоВАЗа: Lada Vesta, Lada Granta, Lada Largus и Lada Aura.

Для электромобилей, которые работают в такси, с 2025 года уровень локализации должен быть не менее 1 тысячи баллов, с 2027 года – 2 тысячи, а с 2029 года – 3 тысячи баллов.

Такие требования будут распространяться на автомобили стоимостью не выше 4 млн рублей. Впрочем, как обещают авторы законопроекта, обратной силы документ иметь не будет – то есть, он не актуален для авто, которые уже работают в такси.

В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) уже предложили ввести отсрочку для законопроекта хотя бы на год. Его участники считают, что это может привести к уходу самозанятых водителей и, как следствие, росту цен на такси минимум на 15%. Также может возникнуть дефицит машин для перевозок.

Депутат Госдумы Алексей Куринный рассказал Улпрессе, что лично он против принятия этого законопроекта:

– Соотношение цена-качество у отечественных легковых машин пока, мягко говоря, не оптимальное. Но главное – безопасность: жертвовать ею даже ради поддержки отечественного производителя, по моему мнению, не стоит.

Председатель комитета по транспорту ульяновской ТПП Михаил Фролов считает, что в нашем регионе после принятия нововведений по сути ничего не изменится:

– Большинство автомобилей такси в Ульяновской области, принадлежащие таксопаркам, российского производства. Иномарки, причем, дешевые – только у самозанятых. Но они, в большинстве своём, старые. Те, кто хочет работать в такси, легко поменяют их на российские. Локализация скажется лишь на премиальном сегменте такси, которого у нас в регионе нет.

Фролов отмечает, что службы заказа такси («Яндекс», «Максим», «Везёт» и прочие) при каждом неудобном для них движении, пугают ростом цен:

– Они уже научились манипулировать сознанием как потребителей, так и чиновников. Но я считаю, ничего страшного в случае принятия этого закона не произойдет. В крайнем случае, запустим свою службу заказа такси с адекватными ценами для пользователей. Мы в ТПП уже приготовили агрегатор, который сможет удовлетворить как пассажиров, так и перевозчиков.

Также он считает, что переход должен быть плавным, поступательным: «То есть, машинам, которые уже есть, нужно дать доработать. А вот вновь приобретаемые должны быть локализованными».

Автор телеграм-канала про такси Bombilagram Влад Каталымов полагает, что ни о каких рекордных подорожаниях речи не идет:

– Рекордно такси дорожает в понедельник утром после праздников и в пятницу вечером после выплаты зарплат. Цена базовой стоимости такси, во всяком случае, в Ульяновске, за 10 лет выросла на немыслимые 4%. На рынок такси это сильно не повлияет, так как закон введут лишь для новых разрешений. То есть, водители еще пять лет смогут проездить на старых иномарках. За ближайшее время, если не изменится экономическая ситуация в стране, на иностранных автомобилях в такси работать станет бессмысленно. Уже сейчас я вижу, что многие мои коллеги ставят на прикол свои иномарки и возят на них только свою семью, а для работы покупают ушатанные, но дешевые в эксплуатации пятнадцатилетие «Лады Гранты» и «Калины». И это единственная правильная модель для работы в такси в регионах. Даже новая «Лада Гранта», скорее всего, не окупится.

По мнению Каталымова, повышенные тарифы, скорее, коснутся Москвы и крупных регионов, где есть обязательный цвет такси – желтый и белый, также действуют тарифы повышенного комфорта, начиная от класса «Бизнес»:

– Такие автомобили имеют черный цвет и не имеют разрешения такси. Они работают в формате «Перевозка по заказу», то есть, по сути не такси, хотя такую функцию и выполняют. Вполне вероятно, что агрегатор распространит такую практику и на «Комфорт+», а может и на «Комфорт».

Блогер уверен, что перевозчикам в целом будет худо:

– Качество выпускаемых Lada Vesta сильно упало. Я даже видел, что на площадках для продажи автомобилей такси таксопарки запрашивали эти автомобили, которые были выпущены до 2022 года. За них готовы платить столько же, сколько стоят новые «Лады». Отдельно хочется прокомментировать требования гендиректора АвтоВАЗа, который приводит в пример локализацию других видов транспорта: трамваев, метро, автобусов. Он забывает, что общественный транспорт субсидируется государством, в отличие от такси, где транспорт закупается непосредственно перевозчиком. Впрочем, этот момент депутаты с удовольствием забудут.

Каталымов уверен, что это не единственный новый законопроект, который «вероятно, убьет такси». Есть также принятый ФЗ №580 «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации», который уже более года не работает, в первую очередь, из-за региональной исполнительной власти во всех регионах страны – она к нему попросту оказалась не готова.

– Также сейчас принимаются законы о чуть ли не бесплатном проезде для многодетных семей, разумеется, без субсидирования таких перевозок. Все это пока не работает, а если вдруг заработает, то превратит легальное такси в камень. К счастью, все еще прекрасно помнят как пользоваться нелегальным такси, – резюмирует Влад.

Эксперты уже прогнозируют, что из-за всех нововведений водители могут либо уйти из профессии, либо стать «бомбилами», что сделает поездки дороже и менее безопасными.