КРИЗИС МОНОПОЛИИ

Николай ВАСИН

Завершение выборов городского парламента и градоначальника, по сути дела, положило начало очередному политическому сезону, главными событиями которого станут переназначение главы региона и выборы в Государственную думу РФ.

Для значительного числа жителей области он может стать периодом серьезных социальных издержек и потрясений, способным поменять вектор их политических симпатий и предпочтений, тем более что предпосылки к этому уже вполне определились. Ключевым фактором, несомненно, станет продолжающийся экономический кризис и формируемый им крайне неблагоприятный сопутствующий социальный и экономический фон.

Начинает сбываться прогноз ряда российских экспертов о том, что в условиях экономического кризиса стране следует ожидать роста протестной активности граждан. По данным МВД, в первом квартале этого года количество общественно-политических и иных публичных мероприятий по сравнению с прошлым годом возросло почти в четыре раза — с 1 269 до 4,9 тысячи. Общественность, похоже, поняла, что власть реагирует лишь на активный публичный протест и начала этим пользоваться. Причем протестные акции нередко стали проходить и под политическими лозунгами.

Эксперты не исключают, что рост цен и тарифов на услуги ЖКХ в условиях растущей безработицы и замороженных зарплат может спровоцировать всплеск социальной активности населения и направить дальнейшее развитие событий по конфронтационному сценарию. Еще большую остроту протестным настроениям может придать реализация принятого Госдумой в конце апреля закона о коммерциализации бюджетных учреждений, в первую очередь школ, детских садов и здравоохранения. В Ульяновской области – в одном из самых экономически неблагополучных российских регионов, этот протест может приобрести особенно непредсказуемый характер.

Дело в том, что, в отличие от других регионов, здесь практически не сложилось оппозиционных структур, которые бы пользовались доверием населения и были бы способны взять на себя миссию концентратора и выразителя протестных настроений. Как результат в регионе наблюдается настораживающая тенденция: существенный рост числа избирателей, в равной степени не доверяющих ни власти, ни оппозиции. Господствующие в этой среде настроения разочарованности и озлобленности наделяют эту массу людей мощным деструктивным потенциалом, при определенном стечении обстоятельств способным проявить себя самым неожиданным образом.

Наличие в регионе такой серьезнейшей проблемы, как кризис представительства, особенно заметно высветили прошедшие выборы.

Следует отметить, что данная проблема таит в себе большие сложности прежде всего для самой власти и правящей партии. Система с абсолютным доминированием одной политической партии в условиях социально-экономической нестабильности – конструкция весьма шаткая.

Без реальной системной оппозиции невозможно обеспечить устойчивость и предсказуемость системы в целом, предотвратить социальные потрясения и катаклизмы. В ситуации, когда население перестает видеть в оппозиционных политических партиях инструмент, позволяющий доносить до власти свою обеспокоенность и недовольство, вести диалог с властью, многократно возрастает риск проявления стихийных акций протеста и создается благодатная почва для активизации всевозможных организаций экстремистского и националистического толка. Кстати, именно в Ульяновске не так давно была осуждена экстремистская группа «Симбирская белая власть», что, вопреки ожиданиям, общественность не поддержала, а отнеслась к этому сдержанно.

Если до недавнего времени губернатору, благодаря личному авторитету, удавалось уравновешивать политическую конструкцию, придавая ей определенную стабильность, то по мере нарастания таких процессов делать это будет все сложнее.

Ясно одно: ситуация, при которой значительная масса граждан отказывает в доверии всем существующим политическим институтам, слишком опасна и непредсказуема, чтобы оставлять ее без внимания и соответствующего разрешения.

Ряд аналитиков полагает, что под воздействием внешних и внутренних факторов в политической жизни региона могут произойти определенные изменения. Хотя ключевой фигурой по-прежнему остается губернатор области, следует ожидать снижения его роли относительно других властных институтов. Это связано с двумя факторами: ожидаемым усилением позиций нового главы города Александра Пинкова (для чего имеются необходимые объективные и субъективные предпосылки) и исчерпанием ресурса безальтернативности, продолжительное время являвшегося характерной особенностью губернаторства Сергея Морозова.

Пока не совсем ясен потенциал и возможности новой городской думы. Исходя из оценки нового состава депутатского корпуса, эксперты сходятся во мнении, что для нее вряд ли будут характерны претензии на более активную роль в общественно-политической жизни областной столицы. Вместе с тем очевидно, что ей придется изрядно потрудиться над тем, чтобы в глазах общественности реабилитировать себя за невразумительную политику и просчеты своих предшественников.

В стремлении сохранить свои позиции и доказать свою политическую дееспособность руководству региона и правящей партии в предстоящий период неизбежно придется столкнуться с острым дефицитом необходимых ресурсов. Заявленные планы и лозунги во многом не соответствуют реальным возможностям региона и его экономическому потенциалу. Однако поставить под сомнение свою способность выполнить ранее данные избирателям обещания для них совершенно недопустимо. В дальнейшем это может самым негативным образом сказаться на уровне их общественной поддержки. В то же время соблазн компенсировать отсутствие конкретных результатов повышенной информационной активностью может обернуться теми же граблями, на которые в свое время уже наступали и Горячев, и Шаманов. В этом случае могут оказаться утраченными сложившиеся в последние годы отношения между властью и обществом и вновь начнут воспроизводиться те конфликты, которые имели место между ними в прежние времена.

Дальнейшее развитие событий во многом будет зависеть от того, насколько реально воспринимает складывающуюся ситуацию региональная власть и насколько адекватными и грамотными будут ее действия. В конце концов, сказано, что если умная власть всегда способна найти пути решения любых проблем, то мудрая власть – способна не допустить их появления. Надеемся на мудрость…