На туристическом рынке запустили масштабный процесс. Владельцы баз отдыха, кемпингов, глэмпингов, модульных гостиниц, а также горнолыжных трасс и пляжей, действующих на территории Ульяновской области, должны будут включить сведения об объектах в единый реестр объектов классификации. Аккредитованные компании присвоят им определенное количество «звезд». Узнали, во что это выльется для потребителей.

Обязательная классификация коллективных средств размещения, за игнорирование которой КоАП предусматривает штрафы, действует в России уже пять лет. Раньше она касалась только гостиниц. Однако принятые в прошлом году федералами изменения закона об основах туристской деятельности предусматривают, что теперь в реестр объектов классификации будут включены базы отдыха, кемпинги, глэмпинги и модульные гостиницы, а также лыжные базы и пляжи.

Владельцы этих объектов должны внести сведения в реестр с 1 января по 1 марта 2025 года. Для этого на платформе Гостеприимство указывается наименование объекта, его фото, адрес (без указания кадастрового номера), тип и контакты. Те, кто не внесет данные, работать после 1 марта не смогут.

Внесенные в реестр объекты получат определенное количество «звезд». Изначально категорию оценит сам сам владелец: эту информацию он включит в реестр. А затем «звезды» (либо категорию «без звезд») подтвердят эксперты аккредитованной организации – это должно быть сделано до 1 сентября. Ориентировочно работа экспертов оценивается в 40-50 тысяч рублей.

Механизм классификации будет действовать не для всех объектов: исключение сделано для детских лагерей, социальных и реабилитационных учреждений, крестьянских фермерских хозяйств (сельский туризм), медорганизаций (за исключением санаториев), санаториев силовых ведомств и ФОИВ, подведомственных президенту, средств размещения религиозных организаций, специального жилого фонда (в том числе, служебных квартир и общежитий). Однако все эти объекты могут пройти классификацию добровольно.

В итоге во всех объявлениях о предоставляемых услугах – в соцсетях, на сайтах, у агрегаторов, на сервисах объявлений – в обязательном порядке должен будет фигурировать идентификационный номер из реестра и ссылка на него. За нарушение этого правила планируют ввести штраф от 50 тысяч рублей (статья 14.39 КоАП РФ) – пока он действует для гостиниц.

Сейчас в Едином перечне классифицированных гостиниц содержится 98 объектов, расположенных в Ульяновской области. 67 из них активны. Пока нет ни одного классифицированного горнолыжного курорта и пляжа.

Изменит ли это туриндустрию в Ульяновской области и, в частности, повлияет ли на цены, особенно в «компании» со введенным с 1 января 2025 года туристического налога в Ульяновске (Улпресса подробно об этом писала)? По мнению сопредседателя Ульяновского регионального отделения «Деловой России», руководителя гостиничного направления Корпорации «Кошелев» Алексея Стешина, классификация туристических объектов играет важную роль, если говорить о качестве предоставляемых услуг и безопасности для туристов:

– Это способствует повышению уровню обслуживания, что безусловно влияет на привлекательность региона. Туристам будет легче ориентироваться в предложениях на рынке, выбирая объекты, соответствующие их ожиданиям. А вот что касается введения туристического налога, здесь я, наоборот, вижу определенные опасения. Внутренний туризм хоть и вырос, но Ульяновская область пока не занимает лидирующие позиции. Мы видим практику других регионов с более загруженным трафиком, которые ввели мораторий на туристический налог и не решают проблемы с городским бюджетом за счет гостиничной сферы. К сожалению, городские власти Ульяновска не услышали гостиничный бизнес. Я искренне считаю решение по налогу целесообразным только для регионов, где турпоток обеспечен природно-климатическими особенностями, либо сформирован исторически. К сожалению, не разобравшись, было выбрано недальновидное решение.

Стешин напомнил, что налог должны будут платить предприятия, осуществляющие гостиничную деятельность. Однако у компаний уже были сформированы бюджеты на 2025 год, включающие развитие услуг, повышение заработной платы и прочее.

–  Сейчас, с введением турналога, финансовая нагрузка возрастет и средства размещения будут вынуждены поднимать цены. Это может привести к снижению интереса к посещению Ульяновска. Также важно понимать на что пойдут полученные средства – для нас в приоритете развитие инфраструктуры, улучшение услуг для туристов, поддержка культурных мероприятий. Четкого ответа на данный вопрос со стороны администрации нет, – пояснил эксперт.

В конце прошлого года представители гостиничного бизнеса провели встречу с мэром Александром Болдакиным, на которой было принято решение вернуться к вопросу целесообразности введения турналога по результатам работы первых двух кварталов 2025 года.

Позицию отельеров поддерживает бизнес-омбудсмен Екатерина Толчина. По ее мнению, введение на территории туристического налога с одной стороны — положительная мера, так как обеспечит новые поступления в бюджет, это целевые средства, которые будут направлены на дальнейшее развития туристической инфраструктуры региона. Но для некоторых объектов сферы гостиничного бизнеса это может привести к росту выпадающих доходов, снижению заполняемости, так как большая часть их гостей приезжают не с туристической, а с деловой целью.

– У нас такой налог пока установлен только на территории Ульяновска, Чердаклов и нескольких небольших муниципалитетах области. И нам уже поступило коллективное обращение от ряда местных гостиниц и баз отдыха насчет его целесообразности. Например, если брать гостиницу «Авиастар» — рядом находятся крупные предприятия в сфере авиастроения и другие промышленные объекты, поблизости базируется 31-я отдельная десантно-штурмовая бригада. Целевая аудитория гостиницы – это командированные, которые приезжают по служебной необходимости. Если они приезжают на длительный срок, им, возможно, выгоднее будет снять квартиру, чем воспользоваться услугами гостиницы, хостела или базы отдыха. Мы не можем проигнорировать этот момент, поэтому вышли с предложением ввести для таких объектов меры господдержки, которые компенсируют выпадающие доходы, либо должна быть установлена какая-то льгота в отношении предприятий, направляющих сотрудников в командировки, для возмещения расходов по оплате найма жилья. Отмечу, что на сегодня условия введения туристического налога достаточно гибкие, регионы могут сами регулировать тарифы, расширять льготные категории и так далее. Есть регионы, где принятие налога вообще отложено – это наши соседи Самарская область, также в Ярославской, Калужской, Смоленской и еще порядка десяти регионов. Поэтому здесь у нас есть пока возможность отрегулировать ситуацию, – пояснила Толчина.

Владельцы глэмпинга «Холмы» (село Тушна Сенгилеевского района) Антон и Олеся Эйхман считают, что классификация – необходимая мера, так как рынок нуждается в регулировании со стороны государства:

– С бурным развитием внутреннего туризма появилось большое количество предложений с крайне низким качеством, которые дискредитируют отрасль. Очень много так называемых «глэмпингов» начало работать на территориях СНТ. Побывав в них, гости зачастую разочаровываются в формате. Для того, чтобы получить «звезды», нужно будет соответствовать определенным требованиям. По опыту коллег, пока сложностей с классификацией нет. Единственное, многие определяют свои объекты как «без звезд». Возможно, впоследствии будет введена внутренняя классификация в Ассоциации глэмпингов.

По их словам стоимость пребывания в глэмпинге увеличится (планируется рост цен в этом году на 6%), но не из-за необходимости проводить процедуру классификации – сказывается инфляция. Но, возможно, для объектов, включающих один-два дома сумма, необходимая на оплату работы экспертов, будет более весомой, чем для «Холмов».

Руководитель Агентства по туризму Ульяновской области Денис Ильин считает, что критического повышения цен в средствах размещения нововведения не вызовут: расходы на классификацию в общем объеме не сильно большие.

– Новшество нужное: когда человек приобретает услугу, он хочет быть точно уверенным в ее качестве, а не покупать кота в мешке. Можно будет ожидать обозначенного уровня комфорта и сервиса. Ориентироваться на рынке в этом случае будет проще. Готовится к принятию закон, регулирующий работу гостевых домов. Сейчас это очень серый рынок: в населенных пунктах покупают участки, строят дома, сдают их в аренду, нарушая при этом законодательство и мешая жителям. Надеюсь, что новые регламенты позволят все это отрегулировать, — пояснил Ильин.

Новый закон увеличит количество средств размещения, которые попадут под действие туристического налога. Руководитель Агентства отметил, что по итогам первого квартала эксперты отрасли посмотрят динамику. Если она окажется отрицательной – в гостиницах, на базах отдыха станет меньше гостей (то есть, они из-за повышения цен, скорее всего, уйдут в серый сектор, будут снимать квартиры), то снова будет поднят вопрос о пересмотре турналога.

Количество средств размещения в Ульяновской области растет. В этом году от региона уже подано 12 заявок на 150 млн рублей на предоставление федеральных субсидий на строительство модульных гостиниц и отелей. В нынешнем году ожидается еще больший рост гостей (как писала Улпресса, по итогам января-ноября 2024-го их было свыше 752 тысячи). По словам Ильина, Ульяновская область становится все более интересной для туристов. А повышение качества услуг еще больше подстегнет этот интерес.