Тема переименования, а точнее, возвращения городу его исторического имени “Симбирск” никого не оставляет равнодушным. К нам в редакцию продолжает поступать множество самых противоречивых, разных по эмоциональному настрою и глубине откликов.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что в предложении мэра нашего города Сергея Николаевича Ермакова от 7 марта 2008 года речь идет не о переименовании Ульяновска, а о возвращении городу Ульяновску его исторического имени Симбирск.

Очень важным является тот факт, что этому названию, вероятно, даже не 360 лет, а гораздо больше. Историки говорят о том, что в 1648 году боярин Богдан Хитрово для создаваемого города-крепости не сочинил новое имя (и не использовал имя известного исторического лица), а оставил то название, которое уже существовало у данной местности. Это было название Симбирск (Синбирск).

Слово «Симбирск» многозначно, и дать точное определение его содержания невозможно (как и многих других старинных названий). Известны следующие интерпретации: «зеленая гора», «обиталище людей», «белая гора», а также и другие. И в этом есть своеобразная прелесть: неоднозначность сродни бесконечности, множественность интерпретаций порождает безграничное богатство ассоциаций. То есть не только историческое, но и эстетическое чувство подсказывает необходимость возвращения имени.

Кроме того, всякое слово, как источник информации и смысла, несет в себе силу, созидающую или разрушающую. Каждое произносимое человеком слово оказывает влияние. Тем более имена и названия, которые являются выражением сущности, несут самую сокровенную информацию о субъекте (или предмете).

Есть здесь и духовно-нравственный аспект. Симбирск – это первое название, данное городу при его основании, оно подобно тому имени, которое дают христианину при крещении. Забвение этого имени (или получение другого) будет подобно духовной смерти: отречению от всего высшего и святого в жизни, от идеалов юности. А возвращение – воскресению!

За трагическое время XX века наше общество было оторвано от своих корней, от своей традиционной культуры, и выросло уже не одно поколение «Иванов, родства не помнящих» (а в интерпретации Чингиза Айтматова – «манкуртов», забывших свою веру, свою культуру, свою родную мать). И если современные молодые люди говорят: «Наша родина – Ульяновск, а Симбирск нам не нужен», это значит, что данной части молодежи необходимо развивать историческое мироощущение.

Конечно, они могут сказать, что Ульяновск – как символ коммунистической эпохи – тоже история. Но XX век убедительно показал, что коммунистический проект преобразования мира (являющийся одним из многочисленных модернистских проектов по преображению мира в земной рай) не достиг своей цели (как, впрочем, и все другие утопические проекты). Социальные идеалы коммунизма высоки, но взяты-то они из традиционной русской культуры и из Евангелия. А вот пути их осуществления совсем другие -насильственные. И результат: не построили рая на земле, а свое лицо (историческое, культурное, духовно-нравственное) потеряли. Разрушая свои традиции и памятники культуры, уничтожая свой собственный народ, стали посмешищем для всего мира, «притчей во языцех». Только в одном Ульяновске было разрушено более двадцати храмов, возведенных еще в Симбирске. И до сих пор не построено ничего более красивого, не удается даже восстановить кафедральный Троицкий Собор. А практически во всех российских городах разрушенные святыни уже давно восстановлены – в Москве, Екатеринбурге, Самаре, Краснодаре или в соседнем с нами Саранске.

Всем известно, что возвращение исконных названий и восстановление исторической справедливости -один из объективных, глобальных процессов современности. Он происходит не только в России, но и в Европе (например, борьба ирландцев за возвращение исторических имен населенным пунктам, переименованным неанглийский манер в XIX веке). И мы сейчас, если не используем предоставляющийся исторический шанс, рискуем еще раз «отличиться» не только в глазах России, но и всего мира.