Red Wings Александра Лебедева готова спасти программу производства Ту-204СМ, купив 44 самолета. Государству нужно только согласиться на условия бизнесмена.

Президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров в прошлом году не исключал, что из-за отсутствия контрактов программу производства Ту-204СМ придется свернуть: единственный заказчик — авиакомпания «Москва» отказалась от 15 лайнеров, поскольку не сошлась с производителем в цене. Совещания чиновников и заявление авиакомпании Red Wings Лебедева о готовности купить сразу 44 самолета дали надежду на сохранение проекта.

На этой неделе вопрос производства Ту-204СМ обсуждался в ОАК, в Минпромторге, а вчера — у вице-премьера Сергея Иванова, рассказал Лебедев, участник всех этих встреч. Решено, что продолжить производство выгоднее, чем его закрыть.

За 2008-2010 гг. на проект Ту-204СМ государство уже потратило 15 млрд руб.: 3,38 млрд выделено напрямую из бюджета, остальное — взносы в капитал госкомпаний, говорится в презентации Минпромторга, подготовленной к совещанию у Иванова (копия есть у «Ведомостей»). Для продолжения производства будет выделено еще 9,9 млрд руб., 5 млрд руб. пойдет на покрытие дефицита финансирования «Авиастара СП» (производитель Ту-204СМ) за 2011-2013 гг. Поставщики комплектующих обещают снизить цены на 17,5%, но себестоимость самолета все равно выше цены, которую Лебедев готов платить.

Средняя цена лайнера для покупателя — 1,13 млрд руб. (с учетом инфляции), себестоимость — 1,3 млрд. Деятельность «Авиастара» останется убыточной до 2015 г., когда будут запущены Ил-476 и МС-21, сказано в документе.

Если закрыть программу Ту-204СМ на заводе «Авиастар», то государству придется потратить меньше — 7,6 млрд руб. на покрытие убытков предприятия. Но есть риски: политические (дискредитация промышленной политики правительства), социальные (рост социального напряжения в регионе, утрата персонала), имиджевые (утрата доверия со стороны финансовых институтов), экономические и технологические.

А Лебедев ждет Ту-204СМ. Первые две машины предполагается поставить уже в этом году, шесть — в 2012 г., девять — в 2013 г., 10 — в 2014 г. 11 — в 2015 г., шесть — в 2016 г. Если все пойдет по плану, то чартерный перевозчик Red Wings за шесть лет увеличит пассажиропоток и выручку в 6 раз (см. таблицу). Сумма контракта на 44 Ту-204СМ (с учетом тренажеров, техобслуживания и запчастей) — $2,17 млрд, из которых $1,8 млрд — кредит Внешэкономбанка на 15 лет под 10%, говорится в презентации Минпромторга. Получатель кредита — лизинговая компания «Ильюшин финанс» (26% акций — у Лебедева). Вопрос о выделении кредита рассматривается, подтвердил представитель Внешэкономбанка. Ожидается, что все документы должны быть подписаны в первой половине 2011 г., указано в документе.

Слово за премьером Владимиром Путиным, говорит Лебедев. В целом программа производства Ту-204СМ поддержана, заявил пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков, детали будут обговариваться позднее.

Проект поддерживается административно, а не рынком: все понимают, что он убыточен, но закрытие еще хуже, соглашается аналитик «Авиапорта» Олег Пантелеев, главные риски — цена самолета может вылезти из обозначенных рамок, пробуксовка с серийным запуском, а также перебои с дотациями.

Анастасия Дагаева