«Эксплуатация гидротехнических сооружений должна быть безопасна, качество питьевой воды постоянно контролироваться, негативное воздействие на окружающую среду является платным», – гласит Закон. Однако обеспечение этой самой безопасности, безалаберное отношение к качеству воды, которую пьют люди, к окружающей среде нередко влекут нарушение законодательства, а также необратимые и непоправимые последствия. И тогда деятельностью, а, точнее, бездействием и, мягко говоря, непрофессиональным подходом к делу горе-специалистов и нерадивых руководителей приходится заниматься федеральному надзорному органу…

Прокуратура Ульяновской области проверила соблюдение законодательства в обеспечении безопасности гидротехнических сооружений региона и выявила и пресекла многочисленные нарушения.

В частности, для оценки реальности угрозы создания чрезвычайных ситуаций, причинения материального ущерба и их предотвращения декларированию безопасности и внесению в Российский Регистр гидротехнических сооружений в нашей области подлежат 50 объектов, водоизмещение которых более 100 тысяч кубических метров. Однако на 1 апреля 2008 года в Регистре была учтена лишь половина из них, а задекларирована безопасность и того меньше – только 21 объекта. Прокурорами Тереньгульского, Майнского, Вешкаймского, Николаевского, Базарносызганского и Старокулаткинского районов выявлено, что, несмотря на неудовлетворительное состояние большинства гидротехнических сооружений, принадлежащих сельскохозяйственным организациям, их владельцы уклонялись от принятия мер к обеспечению безопасной эксплуатации объектов.

В Базарносызганском, Вешкаймском, Кузоватовском, Павловском, Старокулаткинском районах установлены многочисленные факты отсутствия контроля над показателями состояния сооружений, не проведения оценки их безопасности и анализа причин её снижения, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности.

Ряд гидротехнических сооружений в Вешкаймском, Кузоватовском, Базарносызганском и Старокулаткинском районах не были обеспечены соответствующим персоналом, либо их обслуживали работники, не имеющие профессиональной подготовки и квалификации. А муниципальными органами Радищевского, Чердаклинского, Мелекесского, Карсунского, Майнского, Базарносызганского районов и города Димитровграда не исполнялись предусмотренные законом обязанности по декларированию безопасности комплексов гидротехнических сооружений, не соблюдались правила при их эксплуатации, не была создана система контроля над состоянием объектов.

Осознавая реальную угрозу возникновения аварий, причинения значительного материального ущерба и вреда окружающей природной среде, в Вешкаймском, Кузоватовском, Павловском, Базарносызганском районах даже не помышляли о заведении локальных систем оповещения населения и оперативных служб о возникновении чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.

Также, в Радищевском, Ульяновском, Чердаклинском, Новомалыклинском районах, где органы местного самоуправления попросту не исполняли законные обязанности по обеспечению безопасности таких ГТС, выявлено значительное число бесхозяйных объектов. Несмотря на то, что на территории региона имеются семь аварийных гидротехнических сооружений, создающих угрозу подтопления сельхозугодий, пастбищ, жилых, хозяйственных,

производственных объектов, органы местного самоуправления Николаевского и Кузоватовского районов даже не обладали достоверной информацией о количестве, местонахождении, балансовой принадлежности ГТС, расположенных на территории этих муниципальных образований.

В целом, по результатам проверки прокурорами Ульяновской области внесено 33 представления об устранении нарушений закона владельцам ГТС и главам муниципальных образований, не обеспечивших надлежащий учёт и безопасность имеющихся гидротехнических сооружений, опротестовано 14 незаконных нормативно-правовых актов, к административной ответственности привлечены шесть должностных лиц, виновных в нарушении правил эксплуатации объектов, направлено в суд три исковых заявления об обязании органов местного самоуправления принять меры к постановке на учёт бесхозяйных ГТС и признании бездействия эксплуатирующей организации незаконным, обязании разработать и представить на утверждение декларацию безопасности гидротехнического сооружения и заявления о включении соответствующей информации в Регистр, шесть должностных лиц предостережены о недопустимости нарушения законодательства.

ДЕФИЦИТ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ

Как показала прокурорская проверка, отличился в нём Кузоватовский район, где муниципальные унитарные предприятия системы ЖКХ спустя рукава исполняли требования экологического законодательства и не соблюдали санитарные нормы и правил (СНИП) при обеспечении населения питьевой водой. Все 17 артезианских скважин, эксплуатируемых МУП «УК ЖКХ», не имели соответствующих санитарно-эпидемиологических заключений. Контрольно-измерительная аппаратура на всех пяти водозаборах отсутствовала, производственный контроль над качеством питьевой воды не осуществлялся.

Аналогичные нарушения выявлены в деятельности МУП «Водосервис Томыловский», отвечающего за водозаборы сёл Приволье, Волынщина, Безводовка, Студенец и других. В частности, все артезианские скважины одиннадцати водозаборов не были снабжены контрольно-измерительной аппаратурой, дератизационные мероприятия не проводились, качество питьевой воды не контролировалось. Поэтому прокурор района возбудил в отношении директоров муниципальных унитарных предприятий «УК ЖКХ» Скрыпника Сергея Григорьевича и «Водосервис Томыловский» Плетнёва Сергея Викторовича дела об административном правонарушении по статье 6.5 КоАП РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде», предусматривающей в качестве наказания крупный штраф.

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Согласно закону, негативное воздействие на окружающую среду – выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы таких веществ и микроорганизмов в поверхностные и подземные воды, на водосборные площади, загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий и т. п. – является платным. Загадил природу – будь добр, плати и не позднее 20 числа месяца, следующего за отчётным периодом, Помни, что внесение денег не освобождает тебя от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения ей вреда.

Коммерческие субъекты обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также осуществлять выброс вредных (загрязняющих) веществ в тмосферный воздух исключительно на основании специального разрешения. Однако Прокуратурой Инзенского района выяснено, что ряд индивидуальных предпринимателей организовали на территории районного центра эксплуатацию станций технического обслуживания автомобилей. В нарушение требований закона плату за негативное воздействие на окружающую среду они не вносили, проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разрабатывали, разрешений на выброс в атмосферу загрязняющих веществ не получали.

Поэтому прокурору района ничего не оставалось, как в отношении индивидуальных предпринимателей Куликова Владимира Петровича и Шмакова Святослава Геннадьевича возбудить дела об административных правонарушениях по статьям 8.41 «Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду», 8.2 «Несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления» и 8.21 ч,1 «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха» КоАП РФ, предусматривающим наказание в виде крупных штрафов, либо приостановления деятельности на срок до 90 суток.