Прошли они во всех учебных заведениях по одному, годами отработанному, сценарию, с торжественными линейками и приветственными словами учителей, ветеранов и почетных гостей. А детвора ждала посадки в классах и радости от встречи с одноклассниками и любимыми учителями, по которым соскучилась за лето.
В ульяновской школе №37 в этом году торжественная линейка оказалась с сюрпризом. Не по воле сверху, а по инициативе бывшего командира тимуровского отряда этой школы, выпускника 1961 года (первого выпуска построенной после войны школы) Юрия Плужникова, собрался весь его десятый класс, пригласили с собой свою первую учительницу, сегодня заслуженного учителя России Екатерину Ивановну Орлову, и пришли в родную школу поздравить школьников с началом нового учебного года.
Пришли, естественно, с цветами и подарками и внесли необычные интонации в привычный ход праздника.
Мы, приглашенные на торжество журналисты, эту идею оценили и на месте стали ее развивать: а хорошо было бы этих «ребят и девчонок», этот класс поставить рядом со школярами на торжественной линейке и дать им возможность проводить в класс «первачков» или даже старшеклассников, ведь это живая история школы.
Кончился праздник, опустел школьный двор, а бывший «десятый» расставаться не спешил, было о чем поговорить и что вспомнить. Какое-то время удалось с ними пообщаться, как говорят, в неформальной обстановке, и разговоры велись не о том, что наше поколение было лучше, а о нынешних мальчишках и девчонках. В последнее время на государственном уровне поднимается вопрос патриотического воспитания молодежи, естественно, на примере старших поколений.
– Нас, – вспоминает Юрий Плужников, – обучали реальные, тогда еще молодые, участники Великой Отечественной. Наш первый директор Николай Викторович Аристов вернулся с фронта без ноги. Ему доверили нелегкую работу по воспитанию и обучению нас, сорванцов послевоенного времени. А он по профессии – музыкант. На переменах Николай Викторович играл нам на своей скрипке, а потом по его инициативе был создан в школе детский ансамбль струнных инструментов. Анатолий Васильевич Михайлов, физрук, бывший десантник, разведчик, мы заслушивались его рассказами. Они были частью того времени, частью и продолжением нашей жизни. Они были героями.
Задумаемся: а кто герои нашего времени в глазах детей? И в чем особенность патриотического воспитания в наше время? Школьные музеи? Их бережно и кропотливо собирают и дети, и учителя. В 37-й школе центральная экспозиция посвящена павшем у воину, выпускнику школы Игорю Флегонтову, мама которого приходила на торжественную линейку поздравить ребят. И в каждом школьном музее есть свои герои, память о которых хранят. А вот те, живые, что пришли в гости к своей родной школе, разве не герои? Инженеры, строители, руками которых строились жилые кварталы растущего города и промышленные корпуса, врачи и учителя, да мало ли профессий хороших и важных, в которых преуспели наши современники, и которым есть что рассказать своим юным современникам сегодня.
Галина Антончик