Чуть более года назад в местном краеведении произошло событие, которое по праву можно назвать сенсацией. Выяснилось, что в симбирской земле нашел свой последний приют один из лидеров католического мира, человек, которого украинская грекокатолическая церковь решила причислить к лику святых – отец Иеремия Ломницкий. Нынешним летом в надежде обрести его мощи в Ульяновск изо Львова приехал монах Даниил (в миру Андрей Сикора). Предположительное место захоронения Иеремии было вскрыто… С подробностями и предысторией этого события «СК» познакомил специалист областного архива Антон Шабалкин.

@На пороге архива – монах

А началось все с одного необычного визита. 8 июля прошлого года в облархиве появился уже упомянутый монах Даниил. Как выяснилось, его интересовали материалы о иеромонахе ордена василиан, миссионере, просветителе, ректоре Станиславовской (ныне Ивано-Франковск) семинарии отце Иеремии, который якобы некоторое время жил в Симбирске и был здесь похоронен. Антон Шабалкин и научный сотрудник заповедника «Родина Ленина» Иван Сивопляс выразили полную готовность помочь монаху, но вынуждены были признать, что гость обладает гораздо большими познаниями, а в местном краеведении по теме – пробел. Тем интереснее показалось сотрудничество.

Оно длилось в течение года. Иван Сивопляс по электронной почте обменивался с Даниилом сведениями. Кое-что удалось найти у нас, но гораздо больше материалов об отце Иеремии Даниил нашел во львовских и других архивах. Чем глубже изучалась тема, тем больше оснований было полагать, что в центре ее – личность чрезвычайно яркая и даже уникальная.

@Радел за безбрачие

Отец Иеремия Ломницкий, видный религиозный деятель Галиции (западной Украины, входившей в состав Австро-Венгрии) родился 8 февраля 1860 года в многодетной семье приходского греко-католического священника. В 22 года принял монашество, в 24 – был рукоположен в священники. За редкое искусство проповедника получил прозвище «золотоустого». Он свободно владел едва не всеми европейскими языками, объездил всю Европу и чуть не половину России. Слыл человеком истинно и глубоко верующим, был сторонником введения добровольного целибата (безбрачия для священников), чем нажил себе немало врагов среди «попов-дерунов», как выразился в своих записях один из современников Ломницкого. Желательность безбрачия священников Иеремия обосновывал тем, что служители церкви должны посвящать себя делам духовным, а не заботам о материальном благополучии своей семьи. Кстати, тема целибата была актуальна не только в лоне католической церкви. В качестве ремарки архивист Шабалкин отметил, что и православные симбирские батюшки больше думали о достатке, чем о душе. Так, священник Алатырского уезда Стефан Апраксин публично заявил в 1876 году: «Что мне ваше братолюбие и общение, знать его не хочу, у меня семеро детей!..».

В 1892 году отец Иеремия основал знаменитое женское монашеское Сестринство сестер – служебниц непорочной Девы Марии. По некоторым данным, именно преданность ему во многом определила симбирский финиш жизни Ломницкого. Когда в ходе первой мировой Галиция была занята русскими войсками, он предпочел остаться с монахинями, у которых был духовником, и в итоге в числе группы гражданских военнопленных был выслан из прифронтовой зоны в Симбирск.

@«Этот батюшка с бородой!»

Симбирск отцу Иеремии понравился. «Город, ничего не скажешь, красивый и спокойный», – писал он в одном письме. И в ссылке он пользовался значительным духовным авторитетом. Держался с достоинством и в то же время был очень прост и приятен в общении.

Слыл, как вспоминали современники, душою общества у гражданских военнопленных и весьма уважаемой фигурой у местного населения.

«Этот батюшка с бородой», – многозначительно говорили о нем простые симбиряне. Борода у отца Иеремии была действительно выдающаяся – сохранилась его фотография симбирской поры, к сожалению, неважного качества.

Не исключено, что симпатии местных во многом способствовало пристрастие «батюшки с бородой» к русской бане. Кроме того, отец Иеремия любил поочередные обливания горячей и холодной водой. Скорее всего, именно эта привычка и ускорила его кончину. Отец Ломницкий умер от апоплексического удара в ночь на 3 июля 1916 года в известном доме Мунтяна, где занимал небольшую комнатку. На следующий же день вечером с подобающими почестями он был погребен на католическо-лютеранском участке Нового кладбища (ныне кладбище на улице Карла Маркса). Сохранилась фотография могилы знаменитого священника, на которой установлен большой металлический крест. Он позже, видимо, был заменен на другое надгробие. Во всяком случае, по воспоминаниям украинских монахинь, посетивших могилу в шестидесятых годах, на ней внутри металлической ограды был бетонный памятник. Это последние сведения о захоронении.

Время стерло надпись на надгробии, и дорогая для католического мира могила была утеряна.

@90 лет спустя эксгумация

В 2006 году начат процесс о биатификации – причислении отца Иеремии к лику святых католической церкви. В связи с этим обретение мощей отца Иеремии стало делом если не необходимым, то очень важным. Монах Даниил надеялся, что знатоки симбирской истории помогут ему место захоронения обнаружить.

В августе прошлого года Антон Шабалкин высказал по этому поводу предположение.

Его внимание привлекламогила, которая могла оказаться последним пристанищем отца Иеремии по нескольким основаниям. Во-первых, она располагалась на территории католическо-лютеранского участка, вовторых, недалеко от ограды, как и следовало из описаний, в-третьих, находилась на участке, который в 16-17-е годы двадцатого столетия входил в границы кладбища, и, наконец, памятник, установленный на ней, походил на тот, что описали украинские монахини, и был таким единственным. С версией согласился и Иван Сивопляс. Все перечисленные аргументы и фотография могилы письмом были отправлены Даниилу. Он заверил, что предчувствует верность гипотезы.

Нынешним летом, 22 июля, монах Даниил снова приехал в Ульяновск, теперь для того, чтобы принять участие во вскрытии старого захоронения.

Две недели он ходил по инстанциям, чтобы получить официальное разрешение на эксгумацию. 4 августа разрешение было получено. Эксгумация прошла при участии сотрудников Центра содействия реформам ЖКХ.

Монах-католик, к слову сказать, был покорен их профессионализмом.

@Все решил третий гроб

Раскопки начались утром пятого августа.

Сначала был обнаружен склеп из пустотелого бетона, потом – пробито отверстие в верхней плите. В могиле оказалось три гроба. Один детский. Внимание привлек тот, что находился посередине. Он был самым богатым из трех – оклеен серебристой бумагой, украшен кистями и фигурками ангелов из картона. Именно это дорогое для времен первой мировой войны убранство и укрепило предположение, что гроб Ломницкого. Но украинский гость искал более точных указаний на то, что там покоятся останки священника. Подтверждением версии были фрагменты темной ткани, в которую был одет усопший. Ничего более конкретного. Видимо, поэтому Даниил настоял, чтобы был вскрыт и гроб, находящийся справа от центрального. Оказалось, что там покоится молодая женщина… Это обстоятельство полностью перевернуло ситуацию: монашествующее лицо в одной могиле с женщиной захоронено быть не могло.

@Может, пророчествовал?

8 августа Даниил уехал на родину. Он собирается продолжить поиски сведений о Ломницком, которые, как уже выяснилось, есть и в Сибири. И, конечно, монах не оставил надежды обрести могилу отца Иеремии.

Его ульяновские соратники тоже верят, что мощи католического лидера прошлого века могут еще вернуться в лоно родной церкви. Огромный материал, собранный о Ломницком всего за год, лучшее подтверждение тому, что время открывает свои тайны особенно настойчивым. Вполне вероятно, что кому-то из наших земляков есть что добавить к уже сказанному.

И тогда… Хотя Даниил перед отъездом признал: по воспоминаниям современников, незадолго до смерти Иеремия говорил кому-то из своего окружения: «Вы-то вернетесь на родину, а я уж здесь останусь». Может, пророчествовал?..