В музее «Симбирское купечество» открылась экспозиция «Новогодняя сказка», где представлены работы ульяновского художника Дмитрия Бобровича. Автор этой уникальной выставки создает необычных персонажей к спектаклям Ульяновского областного театра кукол. А совсем недавно он придумал эскизы к постановке «Пиковая дама» в Мытищах. Главную роль графини играет известная актриса Валентина Талызина.
Накануне новогоднего праздника мы встретились с художником-постановщиком Дмитрием Бобровичем, который каждый день соприкасается со Сказкой.

– Дмитрий, как Вы увлеклись созданием кукол? Думаю, что не каждый художник способен вдохнуть жизнь в куклу…

– В Ульяновском областном театре кукол работаю уже 10 лет. Сразу после окончания художественного училища пришел в театр и нарисовал эскизы к спектаклю «Пудик ищет песенку». Увлекся – и начал ставить спектакли как художник-постановщик.
Наверное, мой интерес к этой профессии появился после зарисовок друзей и знакомых: мне всегда легко удавались шаржи. Ну, и лепил тоже хорошо. А чтобы создать куклу, нужно уметь лепить ее самому.

– Кукол делаете сами?

– Нет. Вначале создаю эскизы. Как это происходит? Рисую техническую карту, где каждая кукла представлена в разных ракурсах. Художественный совет ее оценивает, а уже потом по моим чертежам бутафоры лепят головы. Но я все равно довожу их сам: когда что-то шьется – подсказываю и уточняю, что бы мне хотелось добавить. Финальный грим тоже накладываю на кукол сам.

– А из какого материала изготавливают кукол для спектаклей?

– Голову обычно делают из папье-маше или пенопласта. От материала, из которого изготовлена кукла, зависит многое. И здесь свои тонкости. Мы с режиссером заранее договариваемся, что ему нужно от куклы: механику, чтобы кукла быстро двигалась или яркую внешность. Лицо куклы бывает вязанным, из кожи, из дерева и даже меха.

– Из меха?

– Да. Все пьесы разные, и если герой сказки «роковой», то делаем его голову из папье-маше. Многое зависит от механики. Систем вождения куклы много: бывает спектакль настольным, маленьким, интимным. И в нем другая механика, и материалы для изготовления кукол используют другие. А, к примеру, спектакль «Волшебные очки» – большой, ширмовой, стационарный. Актеров в нем видно, потому что ширмы – полупрозрачные. И мы исходим из того, чтобы куклы были с ножками, но механика там все-таки закрытая. Как все происходит? Пьесу читает режиссер, читаю я. Затем думаем, про что эта пьеса, для чего она написана. И только потом придумываем сценическое решение к спектаклю.

– Сказки читаете?

– Бывает.

– Какие?

– Фантастику, про Гарри Поттера. Нужно читать и смотреть то, что сейчас популярно.

– Русские народные сказки любите?

– Читаю, но мне они нравятся меньше, чем авторские. Из русских писателей импонирует Эдуард Успенский, потому что у него юмор хороший. Хорошие воспоминания остались с детства. И сейчас перечитываю какие-то его произведения. Он написал «Страшные повести для бесстрашных пионеров». Такие советские страшилки… У него фантазия интересно работает.

– Сейчас что читаете?

– Стругацких. Недавно в киоске продавали Кира Булычева. Купил. Прочитал, чтобы сравнить свои детские впечатления. Интересно. У него все по-доброму, а у нас с этим сейчас «напряженка».

– А смотрите фильмы-сказки?

– И сказки, и не сказки. Всегда обращаю внимание на эффекты. Иногда смотришь, актерская игра – прекрасная, а визуальные спецэффекты уже устарели. Есть такие эффекты, которые смотреть интересно до сих пор. Мне нравится «Сказка странствий» с Андреем Мироновым в главной роли. Есть такие картины, которые хорошо сняты и качественно сделаны.

– На костюмы обращаете внимание?

– В фильме всегда что-нибудь увидишь и вспомнишь что-то.
Мне нравится, как работает со светом кинорежиссер Тарантино. Каждый художник видит что-то свое, актеры – свое. Мне, к примеру, в его картине «Убить Билла» понравилось, как у него проходит желтый цвет. Смотрю, как все выстроено: на желтый цвет поставлен самый главный акцент. Желтый костюм, желтые машины… Многое можно для себя почерпнуть из его фильмов. Обогащаться необходимо.

– В драматический театр тоже ходите?

-Да. Там есть красивые костюмированные спектакли. Что-то из них запоминаешь неосознанно, а потом неожиданно это всплывает в памяти. Опыт накапливается, и потом его невольно используешь в своей работе.
Стараюсь посмотреть, по возможности, в разных городах весь репертуар театра для того, чтобы обогатить себя и чтобы потом что-то пригодилось в работе.
Когда был в Мытищах, посмотрел, как они там делают механику. Необычна и актерская игра и режиссура. У нас так не делают. В их театре кукол – взрослый репертуар. В Ульяновск из Мытищ привозили «Вишневый сад». А там я посмотрел их постановки «Обломов» и «Ревизор». Это абсолютно взрослые, драматические спектакли, которые они поставили в кукольном театре. В Мытищах это очень востребовано. И они хотели там ставить «Ричарда 3», а потом отказались. Сейчас готовят к постановке «Мнимого больного» Мольера.

– Да, репертуар классический и сложный.

– В Мытищах мы работали над «Пиковой дамой»: на этот драматический спектакль приглашена знаменитая актриса Валентина Талызина. Она приезжает на спектакль один или два раза в месяц. Она для себя роль искала, и они для нее роль искали. Сошлись на Пушкине. Работают в живом плане. И куклы там тоже есть. Прием необычный: Талызина играет вживую графиню.
Работать в Мытищах было интересно: смотреть, как актеры осваивают свои роли. Там отношения актеров к своей профессии трепетное. И у них нет цехов. Актеры сами дорабатывают «под себя» кукол, придумывают какие-то вещи и делают так, как им будет удобно. Мы, художники, конечно, стараемся все предвидеть и пытаемся заложить это в куклу, но актеры потом все равно их дорабатывают: куда-то карман пришивают, чтобы реквизит складывать.
Этот процесс очень долгий. В Мытищах только год занимались подготовкой к спектаклю и делали эскизы. Мы работали с драматическим режиссером Андреем Васильевым из Москвы. Для него такого рода спектакль был первым. И Талызина тоже в таком спектакле играла впервые. Мы очень долго решали, как все это будет выстроено на сцене. И решение оказалось смелым. В произведении Пушкина пиковая дама приходит с мистическими темными силами, а режиссер нашего спектакля сделал ее светлой. Тема карт – второстепенна, и они не должны там «читаться».
Я предложил много своих наработок и выставил макеты для этого спектакля. Сейчас ведутся разговоры о том, как можно использовать в другом театре то, что не вошло в этот.
Материально-техническая часть к спектаклю была изготовлена здесь и костюмы шили в нашем театре. Кукол также лепили в Ульяновске. А в Мытищах только декорации выполнялись, потому что доставлять их было бы тяжелее и дороже.
Там театр маленький. Актеры совмещают свою основную профессию с бутафорской деятельностью. Было интересно смотреть, как они дорабатывают кукол. А результат получается лучше, потому что актеру виднее, как ему будет удобнее работать с куклой. И они лучше знают, что им надо.

– У Вас есть любимые куклы?

– Пока делаешь спектакль, она интересна. Потом уже помнишь спектакль, а не отдельных кукол. Бывает, в механике получается какой-то интересный ход. И она уже интересна из-за механики, а не из-за того, как я ее придумал. Такую механику мы делали в «Пиковой даме». История сложная, потому что все куклы – души персонажей. А в параллели существует живой персонаж. Герман, Лиза – они все похожи на своих персонажей, на свой живой план. Герман – русский рыжий мальчик, подросток. Мы так решили с режиссером. Хотя я был за демонизм. А он за то, что душа Германа исконно русская и широкая, но внешне он себя вынужден сдерживать. У него прищуренный взгляд. Там весь спектакль работает кукла, где сделана обратная механика. У нее глаза открываются. И маска достаточно интересная: мы ее слепили озлобленной. Такого хулиганистого гавроша. Прием вождения куклы открытый: и актера видно и куклу. Актер под два метра и кукла большая. Было очень интересно смотреть как актер «искал».
В этом спектакле есть интересный персонаж: Пушкин. Только кукла, как рассказчик, сочувствующий. Он вдохновлен, радуется, как все он это придумал, а потом так мучается, что обрек героя на такие страдания…

– Над чем работаете в кукольном театре в Ульяновске?

– Сейчас делаем сразу два спектакля: «История о коте, который научил чайку летать» и «Гадкого утенка».
Сначала будет спектакль «Гадкий утенок» Станислава Железкина, а на закрытие уже «История о коте», над которой работает французский режиссер. Художественный совет уже принял эскизы к «Коту» и кукол к нему уже делают. Спектакль должен быть интересным, потому что он экспериментальный по сценографии.
А постановка по Андерсену – классическая, кукольная. Там минимум живого плана. Актера видно не будет. Задача: показать работу куклы не через живого актера, а сделать так, чтобы кукла что-то выполняла. Там сложная механика, которую мы еще никогда не делали, а только посмотрели в Мытищах. Теперь будем ее использовать. Надеюсь, что все получится. Там у куклы возможностей больше: настольная кукла работает и на полу, и переходит на ширму. В такие моменты обычно используются дубли: в работе бывает несколько кукол. А здесь одна кукла работает на разных площадках. И открывается больше возможностей.

– Профессия художника кукол очень интересная…

– Мне нравится. Даже, если бывают проблемы с зарплатой, не унываешь, потому что от работы получаешь удовольствие.

– И это прекрасно. Что бы художник, создатель сказочных персонажей, хотел пожелать под Новый год?

– Мои пожелания, наверное, самые обычные: здоровья, радости и чтобы все было хорошо. Счастья и здоровья родным и близким. А зрителям: чтобы они к нам приходили и удивлялись. Нам очень приятно, когда они радуются и у них хорошее настроение.

– Большое спасибо. Поздравляем Вас с Новым годом!

– Взаимно.

Лариса Ярдаева