В последнем номере перед выборами журнал «Профиль» описал гипотетическую ситуацию выборов 4 марта, задавшись вопросом: а за кого голосуют сами кандидаты? Принято считать, что за самих себя, а вдруг иначе, рассуждает журнал. Зашли в кабинки, подумали наедине с собой, и Путин решил, что правильней будет избрать Зюганова – за него и поставил галочку. Зюганов, крепко взвесив все «за» и «против», проголосовал за Прохорова. Он – за Миронова, поскольку страна наша до правой идеи, дескать, не доросла. Миронов, отчаявшись, – за Жириновского. Жириновский решил, что России нужен царь, и поставил «птичку» за Путина. Председатель ЦИК господин Чуров разложил перед собой бюллетени и проворчал: «Вот так всегда! Сами наворочают дел, а мне потом отвечать». Смахнул бюллетени в ящик рабочего стола и сел писать итоговый протокол… Это очень прямая и грубая схема, хотя и не такая уж фантастическая, ибо все шло именно к этому. За пять дней до голосования тот же Чуров, проявив незаурядную бдительность, «обнаружил» в интернете ролики о нарушениях на выборах 4 марта. То есть никакого голосования еще нет, а ролики о нарушениях уже есть. В четверг, 1 марта, тема чистоты выборного процесса обсуждалась на «Первом канале» в программе депутата Госдумы, единоросса Макарова. Споры были жаркими, поскольку в студии сошлись представители как партии власти, так и оппозиции. В конце программы Макаров предложил посмотреть те самые ролики.

Их включили. В кадре кто-то из избирателей пришел голосовать и увидел, что в ведомости участковой избирательной комиссии напротив его фамилии уже стоит подпись. Поднялся скандал.

Член комиссии и ее председатель объясняют избирателю, что произошла ошибка. Ну и так далее. А на экране тем временем – крупная надпись о том, что дело происходит 4 марта. «Кому это выгодно?» – спрашивает Макаров участников передачи. Ответы его явно не интересуют, и вообще – вся передача и сделана была, я думаю, только для демонстрации этих роликов. Так их могли увидеть лишь пользователи интернета, которые прекрасно понимают, что происходит, и понимают, что имеют дело с провокацией. Макаров же задумал показать ролики людям, в этой кухне не разбирающимся и верящим, как единоросы, вероятно, считают, телевизору.

И это тоже был подготовительный этап к фальсификациям. Депутат от ЛДПР Мак-сим Рохмистров начал было отвечать Макарову, что зачем оппозицию-то уж принимать за полных идиотов, таких, которые будут выкладывать подобные ролики до дня голосования. Макаров отмахнулся. И это понятно. Если кому и нужны были те ролики, то только власти. Как оружие против жалоб на нарушения, чтобы сказать: «Да все же понятно – ролики наснимали заранее, телезрители их видели еще за несколько дней до голосования». Ролики, кстати, могли быть сняты на думских выборах 4 декабря, а на избиркомовской кухне сделали надпись, что дело происходит 4 марта. И готово. «Поваров» уже не сильно смущало, что сработана провокация топорно.

Председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин в той же передаче заявил, что все эти ролики – ерунда, и рассказал, как проходят суды по жалобам на подтасовки 4 декабря. «Яблоко» предъявляет в судебных заседаниях не ролики, а протоколы, подписанные председателями участковых избирательных комиссий, в которых одни результаты голосования, а в ЦИКе – уже другие. Сорок судов прошло, сказал Митрохин, и в 38 из них судьи в своих решениях написали, что в протоколах яблочников председатели комиссий просто тренировались ставить свои подписи и никаких нарушений не было. Нагло, цинично, по-хамски. И с чего бы думать, что на президентских выборах было иначе? Думать так глупо.

Итоги голосования на выборах президента 4 марта по версии избиркома

Сергей Поленов