На рынке розничной продажи продуктов питания (ритейл) Ульяновска наблюдаются серьезные перемены. Совсем скоро исчезнут или уже закрылись ставшие привычными супермаркеты «Симбирка», «SPAR», «Товарищ», «Пятерочка», одновременно усиливается экспансия в регион федеральных торговых сетей в лице X5 Retail Group, ЗАО «Тандер» («Магнит») и французской «Ашан».

Чего от всего этого ждать региональной экономике и конечному потребителю, то есть простым ульяновцам, выяснял корреспондент «СК».

На днях стало известно сразу о нескольких крупных сделках на рынке ритейла Ульяновска. Достигнута договоренность о передаче супермаркетов «Симбирка» федеральной компании X5 Retail Group. Как рассказал генеральный директор группы компаний «Максима-Х» Николай Доронин, всего на условиях долгосрочной аренды помещений будет передано десять магазинов общей площадью более 10 тысяч квадратных метров. В настоящее время документы готовятся к подписанию, сделка будет совершена в течение двух-трех недель.

Стоимость сделки, сославшись на коммерческую тайну, собеседник не назвал.

Говоря о причинах сворачивания деятельности компании в области торговли продуктами питания, Николай Доронин отметил серьезную экспансию в наш регион федеральных сетей продуктового ритейла.

– К примеру, уже принято решение о размещении в Ульяновске около ста магазинов «Магнит». В такой ситуации небольшие региональные сети не выдерживают конкуренции, эффективность бизнеса значительно снижается, поэтому мы не видим перспектив развития в прежнем направлении. Кстати, сейчас в России наблюдается тенденция к росту числа сделок по слиянию и поглощению крупными федеральными игроками таких региональных сетей, как «Симбирка», – отметил он.

В компании X5 Retail Group до юридического оформления сделки от комментариев воздерживаются. Однако, как отмечают участники рынка, на площадях бывшей «Симбирки» наверняка будут открыты магазины сети «Пятерочка плюс». До 1 мая этого года эксклюзивными правами на использование этого бренда обладало ООО «Дворцовый ряд-МС», открыв в регионе 41 супермаркет. Однако в прошлом году X5 Retail Group приступила к реализации новой стратегии своего развития, в качестве основного направления которого был принят «обратный товарный франчайзинг». В соответствии с этим ООО «Дворцовый ряд-МС» лишился права использовать бренд «Пятерочка».

– Через месяц все наши магазины продолжат свою работу, но уже под вывеской «Дворцовый ряд», – рассказал генеральный директор ООО «Дворцовый ряд-МС» Олег Лебеденко. Он отметил, что формат магазинов будет изменен, при этом не уточнив, как именно.

Представители двух других региональных ритейлеров – торговая компания «Провиант» и ЗАО «Гулливер» – заявляют, что сворачивать свою деятельность также не собираются.

Появившиеся слухи о продаже супермаркетов «Провиант» (16 магазинов в Ульяновске) в самой компании опровергли, при этом отказавшись от комментариев.

Торговая сеть «Гулливер», похоже, и вовсе принимает вызов федеральных сетевых компаний. Уже известно о переходе к ульяновскому ритейлеру шести супермаркетов сети «SPAR» и «Товарищ».

– Приход в Ульяновск таких крупных игроков, как X5 Retail Group и ЗАО «Тандер», конечно, осложняет жизнь региональных ритейлеров. Но мы намерены остаться и активно развивать свою торговую сеть, – заявил управляющий директор «Гулливера» Александр Сикачина. – Покупка «SPAR» и «Товарищ» позволила увеличить нашу сеть до 50 магазинов.

Фактически мы остаемся единственным ритейлером в Ульяновске, работающим в формате супермаркета с расширенным ассортиментом и повышенным уровнем сервиса. Все другие остаются дискаунтерами. Впрочем, в любом случае, кто останется на рынке, а кто проиграет конкурентную борьбу, в конечном итоге решит потребитель.

По словам экспертов, серьезные изменения в расстановку сил на ульяновском рынке ритейла может внести запланированное на середину нынешнего года открытие крупнейшего в Ульяновске гипермаркета «Ашан». Он разместится в строящемся на берегу Свияги новом торговом центре «Аквамолл». Общая площадь гипермаркета составит более 12 тысяч квадратных метров, численность сотрудников – 500 человек. Французская компания придерживается политики дискаунтера, то есть предлагает продукцию по сравнительно низким ценам. В этой связи в качестве его основного конкурента специалисты называют торговую сеть «Магнит».

В целом участники рынка наметившиеся изменения оценивают двояко. С одной стороны, растет насыщенность Ульяновска торговыми сетями, серьезно возрастает конкуренция, что заставит сетевиков снижать цены. С другой стороны, падение цен может оказаться лишь временным явлением. Ведь завоевание местных рынков крупными сетевыми компаниями обычно происходит по отлаженной схеме. Открываясь, магазин устанавливает заниженные цены, ведет громкую рекламную кампанию. На этом этапе убытки компенсируются за счет прибыли магазинов в других регионах. Проходит еще некоторое время, владельцы местных магазинов, не выдержав натиска, встают перед выбором: либо входить в торговую сеть, либо уходить с рынка. Когда же площадка оказывается очищенной, сетевик пересматривает свою ценовую политику и наверстывает упущенную прибыль.

Кроме того, экспансия транснациональных сетей негативно отразится на самочувствии малого бизнеса региона и в целом на экономике Ульяновской области, считает Олег Лебеденко.

– Зачастую в сетевом магазине не купишь привычные продукты местного производства.

Все потому, что федеральным сетям невыгодно работать с местными производителями, говорит он. – Параллельно с вытеснением местных товаропроизводителей становятся невостребованными услуги транспортных перевозчиков: у сетевиков – собственный транспорт.

Задыхаются местные оптовики: у сетевиков свои оптовые базы. Не стоит забывать и про налоги: зарегистрированные в других городах и странах компании делают отчисления в бюджет по месту своего пребывания.

Вадим Пилюков