Почти два года прошло с момента старта в деревне Александрова Новомалыклинского района амбициозного аграрного проекта «Новая деревня». Тогда, в 2010 году, журналисты «Молодёжки» лично побывали на чудо-ферме и посмотрели, как начали воплощаться в жизнь новые сельскохозяйственные идеи. И тогда нам понравилось. Но в последнее время пошли слухи, что проект оказался фикцией, и сегодня деревня пустует…
Напомним, что проект «Новая деревня» предполагал создание агрокомплекса, где осуществлялся бы полный цикл производства животноводческой и растениеводческой продукции – от выращивания кормов и зерна до продажи готовых продуктов. Планировалось создание мясоперерабатывающего завода, молочного и комбикормового заводов, 100 комфортабельных меблированных коттеджей, а также больницы, школы, детского сада, спортивных сооружений и торгово-развлекательных заведений. Всё на частные средства. Этакий невиданный доселе островок высокоразвитой цивилизации посреди полей Ульяновской области.
Поначалу строительство комплекса и впрямь шло бурно, потянулись желающие стать фермерами. Шутка ли – авторы проекта обещали зарплату в 100 тысяч рублей, из которых 25 тысяч человек получал бы на руки, а остальное шло в качестве оплаты за дом и оборудование. Несколько лет – и фермер стал бы полноправным владельцем собственного хозяйства. Вывести проект на полную мощность планировалось к лету 2012 года. Впоследствии «Новая деревня» должна была обрасти фермами, где выращивались бы корма для скота – это дало бы работу тысячам ульяновцев, проживающих в сельской местности.
Однако недавно Интернет запестрил высказываниями блоггеров, что проект «Новая деревня» загнулся на корню. Что в Александровке никто не живёт и не работает, а недостроенные заводы и коттеджи завалены снегом. Некоторые выдвинули предположение, что всё затевалось как афера с целью хапнуть денег, что фермеров обязуют оформить на себя кредиты, деньги осядут в чьих-то карманах, а люди попадут в вечную кабалу. Автора проекта Юрия Шевченко называли не иначе, как вторым Мавроди.
Журналисты “Молодежки” решили вновь посетить Александровку и своими глазами увидеть, что там происходит на самом деле.

Когда закончились деньги
На въезде в «Новую деревню» нас встретил шлагбаум, за которым красуется арка из стекла и металлических конструкций. Смотрится солидно, в духе «фасадов» городов на Древнем Востоке. А вот улица несколько охлаждает первое впечатление: красивые коттеджи, выкрашенные в тёплые тона, пустуют, подъезды к ним не чищены, и лишь возле двух домов стоят машины. В одном расположилась штаб-квартира великой стройки, в другом как в общежитии живут 15 фермеров. Пока это всё население «Новой деревни». Чуть поодаль возвышаются два недостроенных производственных корпуса – похожий на супермаркет мясоперерабатывающий завод и несколько поменьше – молочный. Складывалось ощущение, что бурное строительство замерло на взлёте. Оказалось, так и есть.
– Проблемы начались осенью прошлого года, когда прекратилось финансирование, – объяснил директор по производству «Новой деревни» Александр Моисеев. – Планировалось, что проект частично будет финансироваться за счёт кредита одного из ведущих банков, однако накануне выборов получить этот кредит не удалось. К тому времени уже были построены коробки домов, закуплен скот. В результате мы оказались на грани выживания – нужно было спасать поголовье, платить людям зарплату…
Многие, если не большинство, в такой ситуации закрыли бы ферму, недостроенный комплекс, распродали имущество и занялись бы чем-нибудь другим. Но в «Новой деревне» поступили по-другому.
– Мы решили, что будем выживать собственными силами, – рассказал глава крестьянско-фермерского хозяйства Александр Родькин. – Организовали свое производство комбикорма, это позволило не зависеть от поставщиков. Достроили коровник, стали содержать племенной скот в достойных условиях. Добились высоких надоев, начали делать сыр, потом перерабатывать мясо, выпускать копчёности. Продукцию продаём в Самаре и Димитровграде.
Самофинансирование позволило хозяйству сохранить поголовье скота, выплачивать работникам зарплату. Однако сейчас «Новая деревня» напоминает просто небольшой колхоз, в котором теплится жизнь. Сейчас в нём 26 коров, 72 головы свиней и 150 коз. В ближайшее время планируется завезти 120 голов овец. Весной фермеры намерены достроить коммуникации, запустить молочный и мясоперерабатывающий заводы – словом, двигаться дальше. В планах выпуск широкого ассортимента молочных продуктов и мясных полуфабрикатов. Причём, и торговать фермеры собираются сами – для этого имеются одиннадцать передвижных автомагазинов. Правда, сегодня они стоят и ржавеют. И всё же планируется, что новомалыклинские продукты должны появиться в Ульяновске уже этим летом. Вот только, чтобы вся эта сказка стала былью, нужны деньги. Миллионов семь-восемь.
Обратите внимание, речь идёт о том, чтобы выжить… если кто-то даст денег. В разговоре становится понятно, что никакой больницы, школы, детского сада, спортивных и торгово-развлекательных заведений в ближайшее время в «Новой деревне» не появится.

Гони отару, Чингисхан!
А пока то, что должно было стать агропромышленным комплексом, держится, в прямом смысле слова, на энтузиастах своего дела, людях, влюблённых в сельское хозяйство. Скажем, тот же Александр Родькин приехал в Александровку из Самарской области и был приятно удивлён новомалыклинским хозяйством.
– Здесь трудятся удивительно светлые люди, заинтересованные не сиюминутным заработком, а работой на будущее, – поделился Александр Викторович. – Скажем, наш пастух, которого мы в шутку зовём Чингисханом, знает всё о каждом животном. Если кто-то из них заболеет, переживает, как о собственном ребёнке. Дармоеды здесь попросту не задерживаются. Несмотря на обилие технических новинок, труд агрария в «Новой деревне» немногим легче, чем в обычном сельском хозяйстве.
– Встаём в шесть утра, чистим снег, идём на дойку, – рассказал фермер Дмитрий Беляевский. – Затем уборка, корма, то сё увезти-привезти – до самого обеда. Потом до вечера оборудование налаживаем, технику к посевной готовим. Не успеешь оглянуться – уже на вечернюю дойку пора. И так каждый день. Но я не жалуюсь: прибыль хозяйства – это наши деньги, наша зарплата.
В коровнике и свинарнике нас встретила идеальная для помещений такого назначения чистота, внимательный персонал и самое современное оборудование.
– Коровы у нас костромской породы, она отличается высокими надоями, – рассказала работница фермы Наталья Богатова. – Если в соседних хозяйствах надаивают 10 килограммов молока с коровы в сутки, то мы – до 25 килограммов. Молоко отличное, жирность до 4,6 процента.
Сама Наталья из Ульяновской области, в Александрову её пригласили руководители хозяйства. Как утверждает женщина, оформлять на себя кредит её никто не заставлял и не собирался. О своём выборе Наталья ничуть не жалеет:
– Здесь очень весело, живём все вместе, коммуной, помогаем друг другу.
Настоящая изюминка «Новой деревни» – козья ферма. Полторы .сотни парнокопытных занинской, нубийской и альпийской пород дают ценное молоко, вдобавок, фермеры намереваются выделывать шкурки и торговать диетическим козьим мясом.
Общежитие фермеров назвать таковым язык не поворачивается. Уютный двухэтажный коттедж похож, скорее, на дом бизнесмена средней руки: комнаты с мебелью «под дерево», просторный холл, современный санузел, новая бытовая техника. И так должно быть во всех коттеджах «Новой деревни». Будет ли? Говорят, что, как только будут подведены коммуникации, каждая фермерская семья получит отдельный домик. Очень хочется верить, что так оно и будет.
Но пока можно сказать одно. Запланированный к выходу на стопроцентную мощность к лету 2012 года проект «Новая деревня» реализован не будет. Да и его будущее на сегодняшний день очень туманно. Честно говоря, жаль…
Даниил СТАРКОВ