Документы из личного архива начальника Ульяновского гвардейского высшего танкового училища имени Ленина Петра Евдокимовича Шурова случайно найдены и переданы в коллекцию Краеведческого музея.

Заведующая отделом истории Краеведческого музея Валерия Лосева считает: несмотря на то, что имени Шурова нет в числе Героев Советского Союза, Петр Евдокимович – настоящий герой. «Его геройство заключается не в том, чтобы бесстрашно умереть, а в умении квалифицированно воевать и сохранять жизни людей, – поясняет она. – Именно такой опыт ценен как на войне, так и в жизни».

Благодаря сохранившимся автобиографии Петра Евдокимовича и биографии, написанной выпускником училища 1938 года, гвардии полковником Иваном Ивановичем Дмитренко, вырисовывается портрет этого человека. Родился он 5 января 1897 года в селе Дубки Одоевского района Тульской области в семье крестьян. В 1910 году окончил школу и через два года отправился на заработки в Москву, где до 1916 года работал на электромеханическом заводе.

Оттуда был мобилизован рядовым в царскую армию и направлен в саперно-подрывную школу. В своем полку вел среди солдат агитацию за идеи большевиков. В 1917 году был демо-билизован в звании младшего унтер-офицера и вернулся в родную деревню. В 1918 году Шуров добровольно вступил в Красную Армию, пройдя путь от рядового красноармейца до генерала. Известно, что во время гражданской войны Шуров был награжден двумя орденами.

«Тушил» кронштадтский мятеж.

В 1936-1940 годах Шуров руководил Ульяновским гвардейским танковым командным училищем. Жил он на территории училища в Краснознаменном переулке. Именно при нем автотанковая школа, возникшая в 1918 году как симбирские пехотные курсы по подготовке командиров взводов, стала первым гвардейским училищем. Начальник и военный комиссар, он всегда был подтянут и аккуратен, требователен к себе и подчиненным. Шуров вникал во все тонкости обучения и настойчиво добивался твердого знания курсантами боевой техники, был нетерпим к условностям и послаблениям в боевой и политической подготовке. Все полевые занятия он требовал проводить в условиях, приближенных к боевым.

Под руководством Шурова училище стало лучшим среди танковых училищ Красной Армии. При всей строгости он был душой и «батей» училища, любимцем личного состава. При более чем скромном бюджете училища он вложил свои 3500 рублей на покупку планера для обучения курсантов, да и в целом много сделал для благоустройства училища, оборудования учебных классов, лагерей в Поливно и танкодрома.

В 1937-1940 годах работать ему было тяжело: это было время арестов «врагов народа» и «шпионов». Благодаря своему авторитету Шуров сумел освободить из тюрьмы комиссара училища Игумнова. Многие выпускники училища во время Великой Отечественной войны стали командирами соединений и объединений танковых войск.

Танковый батальон, сформированный из личного состава училища, принял участие в первом бою Великой Отечественной войны уже 1 июля 1941 года. 87 человек стали героями Советского Союза, а Иван Никифорович Бойко – дважды героем СССР. Один из воспитанников Шурова Дмитрий Лавриенко уничтожил 52 вражеских танка: другого такого танкиста история второй мировой не знает. 19 ноября семью выстрелами он, ни разу не промахнувшись, уничтожил семь танков.

В 1938 году Шуров был награжден юбилейной медалью «20 лет РККА». 4 июня 1940 года Постановлением СНК СССР емубыло присвоено звание генерал-майора танковых войск: на тот момент во всем Советском Союзе звание генерала получили всего 44 человека. «Он принадлежал к высшему командному составу войны, – рассказала Лосева. – Людей такого уровня, которых мы можем назвать нашими, ульяновскими, немного: Тюленев, Гагин, с натяжкой Ефремов». 8 августа 1940 года приказом НКО Шуров был назначен заместителем главного инспектора автобронетанкового управления Вооруженных Сил СССР. Затем он стал начальником Сталинградского учебного центра, где готовил и формировал танковые части и соединения. Шуров был командиром 13-го танкового корпуса Сталинградского фронта, а в 1942 году назначен помощником командующего бронетанковыми и механизированными войсками Западного фронта.

В действующей армии на фронте Шуров оказался уже в июне 1941 года. Он принимал участие в обороне Белоруссии, Смоленском сражении, Московской и Сталинградской битвах. Погиб 2 июля 1942 года. В июне он прибыл под Воронеж на передовую к танкистам. Там попал под сильную бомбежку фашистской авиации и артиллерийский обстрел. Был тяжело ранен и отправлен в московский госпиталь, там от осколочного ранения скончался. Перед смертью Шуров успел написать завещание, в котором попросил похоронить его в Ульяновске. Погибшего воина похоронили достойно, в его честь прогремели выстрелы из трех танков. Дата захоронения неизвестна, но найти могилу Петра Евдокимовича легко. На старом кладбище на улице Карла Маркса она расположена рядом с церковью, на могиле стоит гранитный памятникс бюстом Шурова. Сразу после смерти Шурова кирпичный памятник установили на средства танкового училища, а в 1985 году гранитный памятник установило Минобороны.

Шуров не стал героем Советского Союза. Лишь в 1965 году он был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени, врученным его жене Александре Васильевне.

Коллектив Краеведческого музея благодарит москвичку Нину Михайловну Королеву, безвозмездно передавшую архив Шурова. Фотографии, письма и другие представляющие историческую ценность документы были переданы ей новыми хозяевами квартиры, в которой, по-видимому, жила семья Шурова.

Анна Школьная