Областная экопалата провела заседание, на котором чиновники искали способ защитить зелень в Ульяновске от самих себя.

Нашли виноватого
Начальник отдела экологии комитета ЖКХ горадминистрации Ульяновска Данила Урдин будет уволен, как только выйдет с больничного, доложил в конце этой недели экологам и губернатору первый зам главы администрации города Сергей Панчин. Решение о его увольнении городское руководство приняло после того, как этого потребовал губернатор. Урдин станет первым и, похоже, главным и единственным официальным виноватым в бедственной ситуации с зелеными насаждениями, сложившейся в городе за последние два года.
Именно столько времени он занимает должность главного городского эколога, возглавляя соответствующий отдел в структуре горадминистрации. Сейчас эта структура срочно меняется. К середине года планируется создать отдельный комитет по экологии, не подчиненный комитету ЖКХ, ответственный лишь перед первым замом главы администрации, то есть Панчиным.
Фактически горадминистрация пытается воссоздать ту структуру, которая существовала до прихода к руководству городом Александра Пинкова. Именно он ликвидировал комитет по экологии, из-за чего из мэрии ушел главный эколог Ульяновска Андрей Салтыков. Он же подчинил вопросы заботы об окружающей среде коммунальщику Михаилу Сычеву, а руководство работой с зеленью доверил дорожнику Иваненко и пригласил на пониженное в статусе место главного эколога Данилу Урдина, не имеющего специального образования в этой сфере.
Какой специалист займет место увольняемого Урдина, пока не решено. Сотрудников будущего комитета, уточнил Панчин, подбирает лично Марина Беспалова. Перед назначением – их руководитель должен будет пройти утверждение в Минприроды области и региональной экопалате.

Зелень по осени считают
Экопалата, впрочем, настаивала на заседании на необходимости присмотреться не к работе отдела экологии горадминистрации, а к деятельности МУП «Центр по озеленению и благоустройству Ульяновска» и городского комитета по дорожному хозяйству, транспорту и благоустройству. Сотрудники МУПа, отметил доцент кафедры ботаники УлГПУ Андрей Масленников, работают крайне безграмотно. В частности, так проводят формовочную обрезку деревьев, что те после среза веток болеют и гибнут. Так сажают молодые деревья, что немалая их доля не выживает.
Ярчайшим примером неграмотности озеленителей экологи назвали ставшую уже притчей во языцех прошлогоднюю позднюю посадку елей в городе. 70, а местами и 90 процентов елок, высаженных в мерзлый грунт, гибнут, посчитали в экопалате. Жительница Ульяновска Наталья Лазарева, последний год активно включившаяся в борьбу за зелень, добавила, что елки губили еще и неправильной упаковкой. Перед посадкой их обмотали скотчем, который долго не снимали. Через прозрачную пленку ели всю зиму жгло ярким солнцем.
Впрочем, нынешний директор Центра по озеленению Геннадий Моргунов с упреками общественников не согласился. По подсчетам его специалистов, пока из посаженных в прошлом году елей погибло лишь 10 процентов. Гибель до 20 процентов посадок он назвал приемлемой. Считать засохшие ели, уточнил Моргунов, пока рано. Делать это надо будет лишь к сентябрю, когда шансов прижиться у деревьев уже точно не останется.
При этом на заседании ни городское, ни областное руководство в качестве работы МУПа, сейчас возглавляемого Моргуновым, а ранее руководимого депутатом Гордумы, замом главы города Валерием Безруковым, не усомнилось. Именно он в прошлом году принимал решение о поздней посадке елей. Не было высказано сомнений и в адрес главного городского садовника Татьяны Семеновой, работающей в комитете по дорожному хозяйству и благоустройству. Хотя ее деятельность общественники уже давно и бесповоротно оценили однозначно негативно – ей была вручена одна из первых антипремий, учрежденных экопалатой.

Аншлаг, еще аншлаг
Воссозданный комитет экологии в горадминистрации должен стать лишь одним из факторов приведения в порядок ситуации с зеленью. На заседании руководители города и области признали, что законодательство в этой сфере не соответствует задачам сохранения благоприятной окружающей среды. Настолько, что Сергей Панчин в вызывающих гнев ульяновцев вырубках предложил винить не чиновников, а нормы закона. Чиновники, отметил он, выдавая разрешения на рубки, лишь выполняли требования законов.
Чтобы дать чиновникам возможность защищать зелень, по поручению губернатора на следующей неделе должен быть разработан проект постановления с рекомендациями муниципальным образованиям по организации процесса содержания насаждений. До принятия его планируется вынести на общественное обсуждение.
Основные нормы будущего постановления были определены уже на заседании. Начать, очевидно, придется с огромной работы – паспортизации зеленых зон и постановки на баланс какому-нибудь собственнику всех деревьев и кустов. Сейчас, как выяснилось, зелень, растущая в населенных пунктах, собственников не имеет. А значит, даже если доказать факт ее незаконного уничтожения, потребовать с нарушителей возмещения ущерба невозможно. Ведь конкретной пострадавшей стороны по сути существовать не будет.
Кроме того, планируется закрепить одобренные экологами требования по уходу за зелеными насаждениями и их посадке. Сейчас, признали на заседании, уход ведется некачественно. К примеру, в многострадальном сквере Гончарова на все лето запланирован лишь один полив.
Очевидно, что наибольшее внимание в готовящемся постановлении будет уделено процедуре сноса зелени. Полномочия разрешать вырубку решено отдать на самый высокий уровень – главе администрации муниципального образования. Объем работы получается огромный, ведь в Ульяновске за прошлый год, по официальным подсчетам, было снесено около четырех тысяч деревьев. Но, отметил Панчин, учитывая сложившуюся чрезвычайную ситуацию с вырубкой, на это придется пойти.
Чтобы глава администрации справлялся с таким объемом работы не в одиночку, к решению вопроса, рубить или не рубить, должна подключиться общественность. Судя по обсуждению на заседании, в СМИ и на сайте горадминистрации будут публиковаться поступающие чиновникам заявки на снос насаждений, чтобы граждане в течение определенного времени могли сообщить, согласны они с ним или нет. Кроме того, по предложению Госэконадзора, у зелени, которую все-таки решат сносить, должны будут размещать специальные аншлаги с разъяснениями, кто сносит деревья, зачем и где будут произведены компенсационные посадки. Для реального учета мнения общественности это предложение стоило бы развить: ставить специальные аншлаги у зелени не после того, как ее решили сносить, а сразу, как поступает заявка на снос. Только так ульяновцы на самом деле смогут уследить за тем, что происходит с растущей рядом с их домами зеленью, и вовремя принять меры для ее сохранения.
Аналогичную практику, кстати, стоило бы ввести и при разрешении строительных работ. Как показывает опыт, общественные слушания по новым проектам зачастую проходят без соседей новостройки. Не потому, что люди безразличны к этим вопросам, а потому, что они не изучают каждый номер официальной городской газеты в поисках объявлений о слушаниях по строительству рядом с ними. А вот указатели «этот участок предлагается застроить» жители наверняка заметят.
Новый экологический комитет в Ульяновске должен появиться через месяц. Принятие областного постановления по зелени и распространение его рекомендаций на муниципалитет, видимо, будут идти до конца лета. Пока же, очевидно, городу стоит готовиться к росту числа вырубок. Мораторий от него вряд ли спасет – сейчас постановление о запрете сноса зелени в городе оспаривает прокуратура. Оно; как выяснилось, было принято с нарушениями законодательства. И бизнес, стройки которого приостановили из-за угрозы вырубок, идет в суд. Ему-то в разрешениях на строительство чиновники не отказывали.
Лидия ПЕХТЕРЕВА