На советских открытках с видами Ульяновска в первую очередь бросается в глаза обилие зелени. Липовые аллеи обрамляли все центральные улицы города, многочисленные скверы и парки были зелеными легкими индустриального центра. Зелень была, если хотите, визитной карточкой нашего города.  Может быть, именно поэтому в Ульяновске нашего времени не привыкли беречь насаждения. Строили развязку к новому мосту – уничтожили львиную долю парка Юности, расширяли улицу Карла Маркса – пустили под нож часть аллеи. Строят новый жилой дом или торговый центр – деревья безвозвратно вырубают. И мало кто задумывается, что современные технологии позволяют сделать так, чтобы и волки были сыты, и овцы остались целы. Во всем мире и во многих городах России уже много лет применяют технологию пересадки крупномерных (высотой от 3 до 10 метров) деревьев. Существует большой выбор компаний, имеющих соответствующий опыт. В соседней Самарской области их не менее десятка. Один из ведущих специалистов в этой области – Вера Глухова. В послужном списке ее садового центра работа над такими объектами, как Александровский парк у стен Московского Кремля, Музейно-парковый комплекс “Аль-Мадраса Ваззукума” в г. Иерихон, Израиль и другими.

Вера Глухова рассказала нам об особенностях технологии.

– Вера Викторовна, Что представляет из себя технология пересадки крупномеров?

Чтобы безболезненно пересадить дерево, его осторожно, не повреждая крону и корни, выкапывают вместе с большим куском почвы и переносят на новое место. Эта технология позволяет превратить хаотично заросший деревьями пустырь в красивый парк или сквер с аллеями и элементами ландшафтного дизайна.

– Наверное, такие работы следует производить в какое-то определенное время года?

– Разумеется. Работа по пересадке крупномеров ведется ранней весной, пока в деревьях не началось сокодвижение и  почва еще очень влажная, пропитана талой водой.

– Существуют ли какие-то ограничения по высоте, количеству пересаживаемых деревьев?

– Пересадке можно подвергать деревья высотой до 10 метров. Что же касается количества, то в нашей практике были случаи, когда требовалась пересадка более ста деревьев. И ничего, справились.

– А насколько хорошо деревья приживаются на новом месте?

 Приживаемость пересаженных деревьев составляет 80-90%. Изредка погибают после пересадки только самые высокие (9-10-метровые) или хвойные (они более привередливы) деревья.

– Много ли проектов с применением технологии пересадки крупномеров Вы уже реализовали? Расскажите о наиболее интересных.

– Честно говоря, затрудняюсь назвать количество проектов. Их очень много и каждый по-своему интересен. Но хотелось бы выделить работу над музейно-парковым комплексом “Аль-Мадраса Ваззукума” в израильском городе Иерихон. Работа велась в условиях непривычного климата. Помимо посадки деревьев мы занимались созданием элементов ландшафтного дизайна, укладкой газона и другими видами работ. В итоге все получилось и наш труд отметили на самом высоком уровне (за работу над музейно-парковым комплексом “Аль-Мадраса Ваззукума”  Вера Викторовна получила благодарственное письмо от Президента России Владимира Путина – ред.). Ну а один из самых сложных в плане пересадки крупномеров проектов – гостиничный комплекс “Мистраль” на берегу Истринского водохранилища в Подмосковье. Там пришлось пересадить 130 хвойных деревьев высотой от 4 до 8 метров! Сложнее всего в подобных случаях уложиться в короткие сроки – как я уже говорила, нужно успеть завершить работу до того, как начнется сокодвижение. Тем не менее, у нас все получилось. Заказчик остался доволен нашей работой и мы осуществляем дальнейшее обслуживание и озеленение территории.

Почему в соседней Самарской области на пересадке крупномеров специализируется несколько предприятий, а в Ульяновске – ни одного? Ведь если бы имелся стабильный спрос на такие услуги – появилось бы и предложение. Но застройщики чаще всего предпочитают «не заморачиваться» с экологией – пересадка деревьев стоит денег, а на лишние траты предприниматели идти не готовы. И их можно понять. Вот если бы на областном уровне был принят закон, предписывающий использование застройщиками технологии сохранения деревьев, картина выглядела бы по-другому. А на нет – и суда нет. Строители продолжают спокойно экономить на внешнем виде города и легких его жителей.