Кажется, проект «Музей СССР» переходит в фазу практической реализации.

Впрочем, есть опасение, что организационно-технические мероприятия уже заслоняют концептуальный вопрос: какая идея будет положена в основу музея? Ведь если разрабатывать ее параллельно с инфраструктурными решениями, то послание бизнесу и туристам будет расплывчатым.

В итоге деньги могут быть израсходованы нецелевым способом – просто потому, что главная цель не определена.

Губернатор области Сергей Морозов подписал распоряжение о реализации проекта «Культурно-туристский кластер «Музей СССР», о чем он сообщил 6 июня на совещании по развитию проекта. Согласно документу, проект получает статус приоритетного, назначается оргкомитет под руководством двух замов Морозова – Тамары Девяткиной и Татьяны Дейкун, вносятся изменения в областную программу развития туризма, образуется управленческая структура кластера – дирекция, а также Фонд развития музея СССР.

Региональный министр экономики Олег Асмус сказал, что стратегия развития области будет дорабатываться с учетом музея СССР – вплоть до потребности в человеческих ресурсах.

У проекта появился официальный лоббист в федеральном правительстве. Это некто Артем Данилов. Его нынешний статус неопределен, но он ждет назначения в упомянутой дирекции. Раньше он был референтом первого зама председателя правительства Виктора Зубкова, занимался разработкой антиалкогольной кампании, административной реформы. В своем выступлении Данилов как раз говорил о вещах технических, инфраструктурных: о необходимости заручиться поддержкой президента и правительства, о работе в «бюджетном поле», об укреплении административных позиций, о том, что инвесторы при словах «Музей СССР» уже якобы хватаются за калькуляторы. На вопрос, какую же идею планируется предъявить инвесторам и туристам, он ответил: – Есть много попыток утянуть нас в идеологическую сторону, мы же пытаемся стоять на прагматических позициях. Прагматика такова, что у региона должен быть туристический продукт. Создание этого продукта – задача самодостаточная. Говорить об идеологии продукта не приходится, потому что это экономическая категория. Когда-то в Ульяновск приезжало до миллиона человек в год. Я бы хотел, чтобы кластер давал каждому человеку возможность хорошо отдохнуть, приобрести что-то новое. Будет ли музей СССР стоять на квазиконсервативных позициях или на их отрицании – мне на данном этапе неинтересно.

Такая позиция, честно говоря, озадачивает. Это все равно, что спроектировать высотный дом, не указав, на каком фундаменте он будет стоять: на свайном или на ленточном, какова структура грунта и нет ли рядом оползней. Если мы в основу музея СССР положим историю побед и великих свершений, то есть историю советской империи в сталинском духе, то мы изначально отсекаем огромное количество туристов, которым интересна всесторонняя история советского периода без изъятий. В этом случае останется рассчитывать только на «красный туризм» из Китая.

Данилов считает, что на идеологию нельзя опираться, потому что она «эмоциональна», поэтому надо обсуждать рациональные идеи, а именно – туристические потребности: в развлечениях, экскурсионных маршрутах, в лечении.

Данилов предполагает, что концепция кластера подвижна и может ежегодно меняться по мере обсуждения. Руководитель Ульяновского областного ресурсного центра развития туризма и сервиса Сергей Лаковский говорил о предстоящей обкатке идеи на разных уровнях, включая федеральный, ведь речь идет о создании новой городской среды в центре Ульяновска.

Проект кластера на 40 планшетах, разработанный архитектором Олегом Владимировым, будет выставлен на всеобщее обозрение в Мемцентре уже 12 июня. Обратите внимание: там есть такие объекты, как башня «Евразия», музей НКВД, скульптурная аллея героев и «Резиденция Колобков». По словам Лаковского, для тестирования идеи кластера предполагается независимое социологическое исследование одной тысячи респондентов. Он готов к тому, что у проекта будут придирчивые критики и даже приветствует их, потому что считает важным «сформулировать понятные предложения для туристов». «Мы еще будем отбиваться от инвесторов», – надеется Лаковский. Не менее оптимистичен и Сергей Морозов, который говорит о возможном росте ВРП на 10 процентов благодаря кластеру «Музей СССР» и такой же цифре роста занятости.

О «красном туризме» на совещании говорилось особо.

Китайцы тратят на внешний туризм более 100 млрд долларов в год, и если хотя бы парочка из них утечет в Ульяновск, городу будет приятно.

Но для начала надо сформировать предложение турпродукта и инфраструктуру туризма. Здесь совещание перешло в странную фазу: одновременно забралось в маниловские высоты и опустилось до бытовых вещей. Обсуждались даже такие вещи: если сюда повалят китайцы, чем мы будем их кормить? Наша еда им не подходит, а три местных китайских ресторана таковыми, строго говоря, не являются. Артем Данилов в шутку предложил инвестпроект по производству палочек для китайской еды.

Пыл проектантов попыталась охладить директор Ленинского музея-заповедника Ирина Котова. Она заговорила о том, что надо начать с подготовки квалифицированных экскурсоводов и переводчиков с китайского: «За два месяца мы этих людей не подготовим. С этой задачей даже Москва не справляется». В Ульяновске сегодня нет приличных автобусов для туристов, нет даже аудиогидов.

«Успех и впечатление от города определяют как раз такие мелочи», – сказала Котова. Эксперт правительства Александр Качкин предложил обсудить возможные риски: «Мы обсуждаем идеальную картину, а есть человеческая среда, в которую вписан проект, и разные проблемы взаимодействия в ней».

На мой взгляд, главный риск – не дать как следует выкристаллизоваться самой идее музея СССР, утопить ее в инфраструктурных напластованиях, в якобы прагматических бизнес-проектах, в патриотическом энтузиазме, начать программировать и вкладывать деньги без постановки задачи.

В результате потом придется выкидывать всю программу.

Сергей Гогин