Велосипедисты в Ульяновске, несмотря на все обещания помочь им, оказываются по-прежнему вне закона. Они мешают и водителям, и пешеходам.

Велосипед набирает популярность в Ульяновске, как и во всем мире – относительно дешевый, экологически чистый и полезный для здоровья вид транспорта. В Европе во многих городах созданы условия для велосипедистов – там популярность достигла таких масштабов, что в Лондоне уже мэр ездит на работу не на «Линкольне», а на велосипеде. В России подобную инфраструктуру только начинают создавать – в частности, серьезные деньги на это выделяют в столице.

Ульяновские власти тоже в этом году заявили, что для велосипедистов будут созданы все условия, однако они по-прежнему оказываются вне закона – и не полноценные участники дорожного движения, и не пешеходы. Сначала об этом напоминали в ГИБДД, приводя статистику по сбитым велосипедистам. Затем сами велосипедисты стали проводить акции, на которые в итоге обратили внимание власти города и пообещали связать велосипедными дорожками весь Ульяновск.

Планы были велики: создать велосипедный атлас региона, к концу года обустроить дорожку, которая связала бы север города с центром, а впоследствии сделать полную инфраструктуру для любителей двухколесного транспорта.

Теперь о велосипедистах напоминают пешеходы.

– От автомобиля уберечься легче, – пишет нам читатель. – Машина, если и угрожает нам сзади, то хоть шумом себя проявляет. А вот велосипед!.. Он совершенно «молча» угрожает сбить тебя с ног, ибо звонков теперь, кажется, не применяют.

Читатель задает вопрос: а существуют ли регламенты, которые описывают правила движения для велосипедистов? Потому что по тротуарам – и это говорят многие, – особенно в центре города, двигаться стало опасно. Велосипедисты выскакивают из-за спин пешеходов и того и гляди собьют.

– Велосипед – это транспортное средство, – поясняют в отделе пропаганды УГИБДД УМВД России по Ульяновской области. – Поэтому и двигаться велосипедисты должны так же, как и весь остальной транспорт – по проезжей части, в соответствии с Правилами дорожного движения.

Такое пояснение наверняка устроит пешеходов, но вряд ли устроит велосипедистов. По дорогам передвигаться им очень опасно – особенно в условиях отсутствия велосипедной инфраструктуры. Сколько раз уже их сбивали на дорогах – в прошлом году, например, рядом с Димитровградом на трассе погиб велосипедист, которого обгонял грузовик и задел прицепом. С другой стороны, сами велосипедисты не всегда осознают ответственность – однажды в сводке происшествий на сайте ГИБДД появилось сообщение в разделе «скрывшиеся с места ДТП», которое рассказывало о том, как велосипедист сбил школьницу на пешеходном переходе на улице Кузнецова и уехал, не потрудившись ей помочь. На сайте http://funcasino.com.ua/ выездное казино.

– Я думаю, нужно просто вести разъяснительную работу среди велосипедистов, – говорит один из активистов велосипедного движения в Ульяновске Александр Яшин. Объяснить, что велосипед – это тоже вид транспорта, знакомить с Правилами дорожного движения. В ульяновских клубах людей приучают к тому, чтобы они не ездили по тротуарам, до остальных нужно эту информацию доводить.

В прошлом году в Ульяновске была выпущена специальная брошюра, в которой объяснялись Правила ПДД для велосипедистов. Большая часть тиража уже разошлась по рукам, однако найти книжечку еще можно, обратившись в комитет по делам молодежи администрации Ульяновска.

Еще один аспект безопасности велосипедистов – инфраструктура, которую обещали, но пока не сделали. Ясное дело, что за полгода ее сделать и невозможно, но сейчас как раз та пора, когда ремонтируют дороги, однако ни о каких велосипедных дорожках речи там не идет. Дело в том, что на законодательном уровне никак не оговаривается необходимость делать дорожки при строительстве и ремонте дорог, а подрядчики и горадминистрация не берут инициативу в свои руки. Та же проблема с велопарковками – кто их должен обустраивать – непонятно: то ли дорожный комитет, то ли благоустроительный, то ли еще кто-то.

– Я в прошлом году поднимал этот вопрос, даже предлагал внести изменения в региональное законодательство, – рассказывает Александр Яшин. – Но ни одно из моих предложений услышано не было. А может, и не рассмотрено. Зато на федеральном уровне как раз сейчас рассматривают внесение поправок в закон, которые обяжут подрядчиков делать велопешеходные зоны на ремонтируемых и строящихся дорогах.

Сергей Гурьянов