Да помню я, помню — «история не знает слова если» и все такое… И все же, история особенно интересна именно в переломах, в моментах своей развилки, когда явно видно: сложились иначе обстоятельства – и пространство сложилось бы иначе.
Вот в конце 60-х в Ульяновске был уничтожен губернаторский дом, построенный в конце 18 века. Здание, вписанное в историю, какую систему идеологических координат к нему ни прикладывай.
В нем гостили императоры Александр I (1824 г.), Николай I (1836 г.), Александр II (1837 и 1871 г.), Александр III (1869 и 1871 гг.), наследник Николай Александрович (1863 г.)
В 1833 году здесь бывал А. С. Пушкин, а в 1834–1835 годах сюда ходил на службу в канцелярию писатель И. А. Гончаров.
C 1917 года здесь размещался симбирский совет рабочих и солдатских депутатов, позже – cимбирский комитет РСДРП. Здесь же были редакция газеты «Симбирская правда», штаб красной гвардии, проходили партийные и комсомольские конференции и съезды.
Уже стояли мемцентр и гостиница «Венец», уже издавались альбомы «Ульяновск — родина Ленина», уже причаливали к новенькому речному вокзалу туристы — дом губернатора стоял на своем месте. Правда, под именем Дома Свободы, и не на Дворянской улице, а на Коммунистической, но стоял.
Решение о сносе было принято в 1968 году. Очевидно, что оно мешало строительству грандиозной эспланады, по замыслу планировщиков соединяющей площадь Ленина с Ленинским мемориалом. Кстати, ради той же идеи потревожили и памятник Карлу Марксу, раньше стоявший спиной к площади. Его перенесли ближе и развернули лицом к эспланаде. Все вместе получилось, как и задумывалось, пафосно. Очень подходяще для парадов и демонстраций.
А по старым фотографиям видно, как дом губернатора мог бы вписаться в сегодняшнее. Вместе со зданиями дворца книги, краеведческого музея и гимназии он создавал бы единый архитектурный ансамбль одной из улиц исторического центра, бывшей Дворянской, сегодня – все еще Коммунистической.
Интересно было бы знать, как принималось решение о сносе, кто был инициатором, кто пытался спорить, а кто вообще отказался участвовать… Еще пишут, что «общественность была против». Но кто ее тогда слушал, эту общественность. Прошла архитектурная история еще одну развилку.
Тутанхомон
Да, Мариночка, а сейчас общественность слушают?!
Аноним
Простите, Марина, но вы какую-то чушь написали! Ни какого архитектурного ансамбля он не создавал. И не создавал БЫ. Застройка была подчинена хорошо продуманному град.плану, центром которого (согласно тогдашней идеалогии) стал Мемцентр. Всё было подчинено конкретной идее. Словом, пример хорошей работы группы профессионалов – архитекторов, инженеров, строителей. Повод для гордости жителям города. Не в пример нынешним “точечным” застройщикам. А дом о котором вы упомянули просто часть ранее существовавшей улицы и снесён был справедливо, потому как мешал гораздо более масштабному градостроительному замыслу. А не просто потому, что кто-то считал бывших обитателей этого дома “буржуями”.
Вован
Написано резко, особенно первое предложение, но в целом – правильно! Душой отдыхаешь, когда находишься на эспланаде, явственно ощущаешь гармонию! PS Наверное, нечто похожее в макромасштабе было бы в Берлине по проекту Альберта Шпеера! :-)
Видать
у областных осеннее обострение (маразм вскипает). Это что, пробный вброс? Опять народу выходить на защиту и ночами не спать?
Ирина
Мне всегда непонятно,о чём пишет госпожа Уральцева, что хочет сказать,тем более, если ей и сказать-то нечего:где-то “надыбит” исторические фото,а потом к ним “приплюсует” свои наивные мыслишки.Если уж сказать нечего,может, лучше промолчать?
Она изменилась после работы на Харлова.
Такое общение заразно. А была приличной журналисткой.
пэнс
А хто такой харлов, чо за …?
Петрович
Да ничо она не изменилась. НЕсла бред и несет покочкам. Один ядБ НИзря низамужем мужики бегуть
Чо хотела сказать то Марусь?