Счетная палата Ульяновской области проверила расходование средств по программам «Обеспечение молодых семей жильем» и «Социальное развитие села».

Нарушений – масса, причем не только со стороны чиновников.

Эти две программы очень друг на друга похожи, и каждая из них направлена на улучшение жилищных условий молодых семей им после прохождения нескольких кругов бюрократического чистилища и ожидания в течение нескольких лет дают примерно треть стоимости их будущей квартиры. Программа «Социальное развитие села» направлена на строительство дома в сельской местности, поэтому пользуется меньшей популярностью, а вот по «Обеспечению жильем» только в Ульяновске очередь состоит из 558 семей.

Об основной проблеме программы «Симбирский курьер» писал 13 февраля 2014 года в статье «Медвежья услуга молодым семьям», где сообщалось о том, как медленно движется очередь – давать должны, согласно утвержденной программе, по 350 сертификатов на улучшение жилищных условий в год, но в прошлом году деньги на покупку квартиры получили только восемь семей. В этом году сведений о выделении денежных средств пока не было.

Но нарушений немало и без того – по словам председателя Счетной палаты Ульяновской области Игоря Егорова, 62 процента семей получили право на деньги с нарушением, и почти столько же сертификатов уже были выданы не по правилам.

– Сказываются недостатки нормативно-правовой базы, – говорит Егоров. – Например, семья имеет право купить квартиру у родителей – то есть они живут с ними, покупают у них квартиру и фактически продолжают жить с ними. Происходит обналичивание государственных средств, причем законное.

Бывает, что люди ухудшают условия проживания перед попаданием в очередь, да и каких только махинаций мы не выявляем! Мы всегда говорим, что народ наш чрезвычайно изобретателен и умен. Реализация программы показывает это в полной мере.

Самую большую смекалку показала бывшая служащая Инзенской администрации, которая работала в отделе, занимающемся приемом заявлений на улучшение жилищных условий и выдачей денег. Сама она тоже получила сертификат на квартиру. Но при этом в распоряжении Счетной палаты оказались три справки – одна о том, что семья этой муниципальной служащей живет впятером на 55 квадратных метрах, другая – что они живут на 65 квадратных метрах и третья – что они живут на 76 квадратных метрах. Все эти справки касались одного адреса, то есть явно были фиктивными. Чтобы попасть в программу, необходимо иметь менее 12 квадратных метров на одного человека. Любопытно, что после собственноручно полученных средств (своей семье она вручила 450 тысяч рублей) чиновница из органов муниципальной власти благополучно уволилась.

Норма в 12 метров, кстати, не догма, хотя почти во всей области она именно такова. Не повезло жителям Сенгилея – им, чтобы попасть в программу, надо ютиться совсем уж на маленькой жилплощади: восемь квадратных метров на человека. А в Сурском районе в Хмелевском сельском поселении норма, наоборот, вольготна – 17 квадратных метров, притом, что во всем остальном районе она составляет те же самые 12 метров. Кстати, этот муниципалитет еще и условия софинансирования не выполнил – федералы деньги дали, из регионального бюджета они пришли, а Сурская администрация средств не изыскала.

Иногда чиновники делают ошибки в пользу людей. В Ульяновске двум семьям из-за бухгалтерского недосмотра выдали на 223 тысячи больше положенного. Только ничего хорошего в этом нет – деньги попросят вернуть. И вернут, будьте уверены – это только выдают их с трудом.

Большие претензии у Счетной палаты к формированию списков семей. В Инзе заглянули в очередь и обомлели: во-первых, в нее могли включить вновь подавшие документы семьи – но не в конец списка, а куда-нибудь в середину; во-вторых, под одним номером значились сразу три семьи. Каким образом они должны были получать деньги – неясно.

Более того, практически нигде, кроме Ульяновска и Новоспасского, список не публикуется. В век информационной открытости программа помощи молодым семьям оказывается закрытой от посторонних глаз, что наводит на определенные мысли, которые Счетная палата высказывать права не имеет.

Во многих случаях сотрудникам Счетной палаты так и не довелось узнать, как та или иная семья оказалась в списке без справки №8, которая является основной при утверждении права на получение финансовой помощи, – в ней указывается количество прописанных в квартире людей и ее площадь.

Кое-кто не стесняется выдавать деньги семьям, имеющим достаточные по закону жилищные условия – например, выдали полтора миллиона одной такой семье, хотя позади находились другие люди, в улучшении жилья реально нуждавшиеся.

Кроме доказательств, что вы нуждаетесь в новой квартире, необходимо еще и доказать вашу платежеспособность. И тут законодательство тоже предоставляет большой выбор.

– Если я, условный Иван Иванович Иванов, пришел к соседу Петру Петровичу Петрову и занял у него полмиллиона, официально это заверив, то я уже считаюсь обеспеченным финансово, – рассказывает Игорь Егоров. – Государство предоставило огромный спектр возможностей, как показать, что у тебя есть деньги.

Напоследок Егоров предложил составить памятку с методическими рекомендациями по сбору пакета документов для участия в программе. Такая брошюрка есть, например, в Рязанской области – она там лежит в администрации в свободном доступе, в ней все ясно и понятно изложено и для чиновников, и для людей. В Ульяновске собирать информацию приходится по крупицам – сначала прийти в комитет ЖКХ, в отдел по учету жилой площади, там все постараться выяснить, потом, не учтя каких-то деталей, несколько раз переделать один и тот же документ, потом поехать в администрацию по месту жительства и выяснить, как доказать платежеспособность, там… В общем, страшная морока. Впрочем, сейчас все меньше людей будут испытывать этот бюрократический экстаз: уж слишком мало доверия остается к программе, исполнение которой с такой скоростью само по себе нарушением не является, но очень разочаровывает.

Сергей Гурьянов