Хор «Оптина пустынь» впервые посетил Ульяновск и исполнил древние церковные песнопения и духовную музыку отечественных композиторов в рамках VII Розовских чтений.
Коллектив с уникальными голосами собрал аншлаг. На концерте присутствовали священнослужители храмов, люди культуры, среди зрителей немало было молодёжи и православных прихожан, интересующихся духовной музыкой. Живую акапельную музыку без сопровождения исполнили: Александр Горбатенко – контр-тенор; Артём Поликарпов – тенор I; Игорь Ввозный – тенор II; Андрей Иванушкин – тенор II; Борис Петров – баритон; Кирилл Жуков – бас; Виктор Хапров – бас; регент-Александр Семёнов – баритон.
В программе вечера прозвучали православные песнопения XVII-XX веков: Киевский распев «Достойно есть», Греческий распев «Заздравная чаша», Болгарский распев «Всех скорбящих Радость», «Блажен муж», «Херувимская песнь», «Да возрадуется душа твоя о Господе», «Богородица Дева, радуйся», «Стихиры Пасхи» и другие церковные песнопения.
Во втором отделении концерта вниманию слушателей были представлены шедевры композиторов XIX-XX веков: «Венецианская ночь» (М.И. Глинка), «Полет шмеля» (Н. Римский-Корсаков), романс «Выхожу один я на дорогу» (Е.С. Шашина) и другие. А также народные песни: «Ах ты степь широкая», «В тёмном лесе», «Вечерний звон».
Мужской хор «Оптина Пустынь» был основан в 1996 году Александром Семеновым по благословению настоятеля Санкт-Петербургского подворья монастыря Оптина Пустынь игумена Ростислава (Якубовского). Богослужебный коллектив был призван возрождать традиции древнего монастырского пения: так многие древние певческие рукописи обрели свое второе рождение на клиросе подворья, а впоследствии вошли и в концертные программы хора. На протяжении 18 лет хор «Оптина Пустынь» записал 13 сольных альбомов.
«Занимаемся возрождением древних церковных распевов очень плотно, помогают петербуржские и московские медиевисты. Начиная с чистого одноголосья заканчивая ранним русским партесом (многоголосье) начала 18 века. Современное церковное песнопение также входит в наш репертуар. В своем монастыре мы каждый день проводим службы. К нам приходят за особыми более тонкими ощущениями, когда молящиеся могут без всякого внутреннего напряжения сосредоточиться на наиболее важных и глубоких моментах службы. Жаль, что современные композиторы уходят от церковной традиции песнопения. Есть избранные люди, которые понимают для чего написано то или иное сочинение. К примеру, «Чернобыльская Литургия» – Милость мира Ионафана Елецких изначально посвящена определённому событию и не исполняется в церкви, а для богослужений она написана в другом ключе, не все это знают. Будучи студентом Санкт-Петербургской консерватории, я выбрал тему для диплома «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова. В основу «Всенощной» композитором положены древние церковные распевы, бытовавшие в практике православного богослужения в разных вариантах — знаменный, греческий, киевский. Я настолько живо этим интересовался, так и пришёл к церковному пению. У меня тоже были порывы писать, что-то великое, но смешно называть себя композитором после – Баха, Моцарта… Я достаточно технично делаю переложение с одноголосных стихир, пишу для церковных праздников. Желаю всем, больше интересоваться классической музыкой и получать от хорошего исполнения больше радости», – прокомментировал регент мужского хора «Оптина пустынь» Александр Семёнов.

1

2