Особняк барона фон Штемпеля – одно из красивейших зданий в городе, построенное в 1906 году по проекту знаменитого архитектора Августа Шодэ. В течение последних лет мы наблюдали его активное увядание и, откровенно говоря, дряхление. К концу сентября он должен кардинальным образом измениться – в здании ведется капитальный ремонт, реконструкция памятника архитектуры. В деталях о будущем Музея современного изобразительного искусства имени Аркадия Пластова, который размещается в этом доме (№ 51 по улице Льва Толстого), рассказала его заведующая Елена Сергеева.

Жертва потопов
Официально музей закрылся 25 декабря 2013 года. Хотя прошло полгода, пока представить, что получится в итоге ремонта, можно только по картинкам, представленным проектировщиками. Здание стянули металлическим каркасом, внутри редкого в эти дни посетителя встречают обнажившаяся кирпичная кладка, вскрытые полы, заваленные гравием, горы строительного мусора. С другой стороны, музей обещают сдать меньше, чем через четыре месяца. А к концу сентября – еще и благоустроить территорию.
Из сделанного на сегодня – новая дренажная система. О ней долго и подробно говорит не только заведующая музеем, но и директор Художественного музея Сергей Жданов (Музей современного искусства -филиал Художественного), а также директор ФГУП «Спецпроектреставрация» Юрий Козлов, разработавший проект реставрации. Дело в том, что особняк барона фон Штемпеля долгие десятилетия страдал от каждой аварии водопровода. «Мы – последний «карман» на улице, и любой порыв в домах, расположенных выше, сказывался на нашем здании», – рассказывает Сергеева. В подвале практически постоянно стояла вода, и насосы дряхлеющей дренажной системы не оставались без дела. Сейчас подвал подсушен, фундамент укреплен и защищен гидроизоляцией. Хорошая «погода» в нем тоже важна, поскольку здесь планируется хранить часть экспонатов.

В серо-красной гамме
Заменена система отопления. Вообще, техническое перевооружение музея – одна из важнейших составных ремонта. Климат-контроль, кондиционирование точечное освещение, видеонаблюдение – все это должно служить сохранности произведений искусства и их грамотной подаче. Последней цели служит еще одно преобразование. Неброский серый цвет выставочных залов уйдет из музея, на смену ему придет новый. Пока определились с цветовым решением в гардеробе (красный). Бежевый цвет фойе призван оттенить черный блеск лестницы – это настоящее каслинское литье, причем такие же лестницы ведут и к кабинетам научных сотрудников, и в подвал. Выбор цвета для стен выставочных залов оставлен «на потом», чтобы понять, какой способен по-
казать картины во всей их красе и помочь «прочесть» их зрителям.
Мало кто об этом помнит, но неоштукатуренные кирпичные стены второго этажа (имеется в виду фасад, а не внутренние помещения) раньше были покрашены в красный цвет. Во время последнего косметического ремонта в 2001 году, напоминает Сергеева, второй этаж также был покрашен красной краской, но она повела себя весьма странно: примерно через год «поседела», практически слившись с серым цветом первого этажа. В этом году фасад верхнего этажа снова покрасят красной краской.

Искусству «климатит»
Не удалось подняться на второй этаж, но, по словам Жданова, там строители занялись уже потолками. Нас насторожил тот факт, что полностью разобрана ограда, но, заверила Сергеева, ее восстановят, причем в том же виде. Отреставрируют лепнину, приведут в порядок балконы и балюстраду, которую так любят жители Ульяновска. Стены «пролечили» от грибка, запустив внутрь них антисептик. Любопытная история: в прошлом году из Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина в Ульяновск привозили картины Рокуэлла Кента. При всех опасениях ульяновские музейщики все же решились их принять, потому что, хотя стены шелушились и штукатурка осыпалась, климат держался на должном уровне: влажность – 50 процентов, температура – не выше 20 градусов тепла. Более того, когда москвичи приехали забирать картины, то сказали, что они в климате ульяновского музея стали себя лучше чувствовать!
После завершения реставрации музею дадут пару месяцев «отдыха»: выветрятся ремонтные запахи, смонтируют экспозиции. На втором этаже, как и задумывалось изначально, разместится представительство Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.
– Как мы думаем, это будет не только выставочная деятельность, но и большая научно-методическая и массовая работа, – говорит Сергеева. – Сотрудники Пушкинского музея разработали богатые по материалу программы. Они в большей мере, чем мы, работают с детской аудиторией -в специально созданном Музеоне. Хотим «взять» у них программу «Третий возраст», рассчитанную на пенсионеров. Свою работу с университетами в нашей творческой лаборатории мы продолжим уже в рамках совместных проектов. Мы работаем с Пушкинским ь музеем с 1996 года, и каждая выставка была показом не только привезенных из Москвы произведений, но и наших – из фондов, из частных собраний художников. Теперь работы Пушкинского музея хотим показывать отдельно и менять их не чаще двух раз в год. Так мы сможем показать, чем живет Москва.
Анна ШКОЛЬНАЯ