Если я правильно понимаю, планируемая реформа управления Ульяновском оставит город без своего бюджета, поскольку и сбор налогов, и их распределение коренным образом изменятся.

Напомню, что предполагается преобразовать Ульяновск из «городского округа» в «городской округ с внутригородским делением», в связи с чем местное самоуправление опустится с общегородского уровня на уровень районов – Ленинского, Заволжского, Засвияжского и Железнодорожного. Они станут субъектами управления, собирателями и распорядителями местных бюджетов. И вот от этого в городе может случиться, на мой взгляд, большая неразбериха, названная в одной из наших прошлых статей хаосом.

Главы некоторых районов, высказывая одобрение этой новой реформы, говорят в основном, что из-за отсутствия своих бюджетов (у них есть лишь утвержденная горадминистрацией смета расходов) на территориях невозможно проводить практически никаких благоустроительных работ, поскольку денег на них нет. Все деньги, дескать, достаются Ленинскому району. Но ведь ему же достается и львиная доля ответственности за «лицо» областного центра, так же, наверное, как и Красной площади в Москве достается больше, чем микрорайону Медведково.

Благоустройство, впрочем, не самая главная функция органов власти. Есть и главнее. Например, общественный транспорт – трамвай, троллейбус и автобус, дотируемые из городского бюджета. Как это будет производиться, если бюджеты переместятся на уровень районов? Засвияжский район, к примеру, откажется от выдачи субсидий на троллейбус, который есть только в Заволжье.

А Заволжский не даст денег на трамвай, которого там нет. И как трамвай будет финансироваться теми районами, где он есть – пропорционально протяженностилиний? Но в Засвияжье – главное депо, и непонятно, на чьи плечи ляжет его содержание, ведь этот район может потребовать доли с двух других. В какой пропорции они должны будут их дать?

Есть и еще более важные предприятия, финансирование которых может застопориться после реорганизации города. Это «Ульяновскводоканал», «УльГЭС», теплосети. Два первых расположены в Ленинском районе, в котором нет, однако, таких крупных налогоплательщиков, как УАЗ в Засвияжье и «Авиастар» в Заволжье, и казна Ленинского района может оказаться пустой, так что выделить что-либо муниципальным предприятиям не сможет. И вообще – эта предлагаемая реформа будет, мне кажется, не способом подъема территорий, а способом умножения нищеты. Примерно как на федеральном уровне, где процветают регионы, которым посчастливилось приютить у себя богатые компании, а остальные прозябают и сидят на московских дотациях. Среди них и Ульяновская область. Следующим уровнем вертикали нищеты обещает стать упоминавшийся выше Ленинский район города.

Возможно, инициаторы переформатирования внутригородского управления просто не задумывались о всех этих последствиях. Нынешняя система мне лично представляется наиболее оптимальной – при том хроническом дефиците денег, который есть. Существование единого городского центра позволяет оперативно перебрасывать финансы и латать дыры, которых становится все больше. И это если не говорить, что новый формат резко увеличит число городских чиновников и расходы на их содержание. Но где брать деньги-то? Этот вопрос стараются не задавать. На мой взгляд, потому, что знают: ответа на него нет.

Сергей Поленов