Структуру органов местного самоуправления, порядок их формирования в Ульяновской области требуется сделать более эффективными, работоспособными и экономичными, воспользовавшись возможностью, предоставленной Федеральным законом №136-Ф3, вступившим в силу 27 мая 2014 года. Подобное мнение звучало чаще всего на расширенном совещании по вопросам реализации в Ульяновской области положений 136-го закона, состоявшемся в областном Законодательном Собрании и собравшем депутатов различного уровня, членов Общественной палаты, Палаты справедливости, руководителей муниципальных образований и ТОС, членов парламентских и непарламентских партий. В итоге первый шаг в этом направлении уже сделан: на июньском заседании ЗС принят областной закон, касающийся формирования органов местного самоуправления.
Права регионов расширены
Открывая расширенное совещание, председатель ЗС Анатолий Бакаев отметил, что цель принятого Федерального закона №136 -сделать систему управления в стране более демократичной, соответствующей интересам граждан:
– Новый закон существенно расширяет права регионов по выстраиванию такой системы власти, которая будет реально отражать возможности муниципалитетов по исполнению полномочий, и такой системы управления, которая станет ближе к человеку. Местное самоуправление должно действительно быть самым доступным для людей. А многообразие его форм позволит принимать более эффективные решения по различным вопросам местного значения. Поэтому нам необходимо принять взвешенные, обдуманные решения по исполнению закона.
136-й закон наделяет регионы дополнительными полномочиями в рамках реформы местного самоуправления. Субъекты федерации могут перераспределять компетенции между поселенческим и районным уровнями местного самоуправления, брать часть функций на уровень региона, руководствуясь целесообразностью и совершенствованием межбюджетных отношений. Появилась альтернатива при формировании структур местной власти. Главы муниципальных образований (МО) всех уровней, от сельских до городских, избираются либо всеобщим голосованием населения, либо депутатским корпусом соответствующего МО из своего состава. А представительные органы власти муниципальных районов создаются путем прямых выборов, как сейчас, или формируются из глав поселений и депутатов представительных органов этих поселений. Разрешается деление городов на внутригородские районы с собственными советами депутатов, бюджетами и полномочиями. Определиться с выбором и принять свои соответствующие законы российские регионы должны до 27 ноября 2014 года.
Многие в Ульяновской области поддерживают систему избрания главы МО из состава представительного органа власти и назначения на конкурсной основе главы администрации МО (сити-менеджера). Один из аргументов – такая система улучшает управляемость территориями, сокращая период безвластия в случае досрочного сложения полномочий (в прошлом году, например, свои полномочия досрочно сложили 33 главы администрации).
– Наша партия всегда выступала за назначение руководителей исполнительных органов власти, – говорит депутат Законодательного Собрания от ЛДПР Дмитрий Грачев.- Тем более что по обращениям к нам жителей области с просьбами помочь попасть на прием к мэру мы видим, что и в те времена, когда мэр избирался на выборах и считался подотчетным напрямую населению, он не был доступнее для людей.
– Можно услышать сетования, что если глава города избирается из числа депутатов и назначается сити-менеджер, то они никогда слова не скажут поперек губернатору. А, по-моему, это хорошо, если глава города лоялен избранному народом губернатору. Противостояние городской и региональной ветвей власти никакой пользы Ульяновской области не приносило. Вертикаль власти нужно укреплять, – считает заместитель председателя Законодательного Собрания Игорь Тихонов.
Представители муниципальных районов также одобряют формирование районных советов из глав и депутатов сельских поселений. Во-первых, не потребуется с трудом уговаривать людей избираться в районный представительный орган, как часто происходит сейчас. Во-вторых, жителям сел и деревень будет удобнее иметь в райсовете тех людей, которым они уже оказали доверие в своих поселениях: власть таким образом станет ближе к людям.
Делить или не делить?
О большей доступности власти, приближении ее к человеку шла речь и при обсуждении возможного появления в Ульяновске внутригородского деления на районы, которые при этом получат статус муниципального образования. 136-й закон допускает такое. Во многом это напоминает систему, существовавшую в стране в советское время, когда каждый район крупного города был относительно самостоятельным, имел собственный бюджет и распоряжался им для осуществления соответствующих полномочий. Если внутригородские районы в Ульяновске появятся, то вернутся и райсоветы депутатов, которые станут делегировать своих представителей в Гордуму. Получится, что депутаты будут избираться не от больших округов, а практически от нескольких домов, будут жить рядом со своими избирателями, лучше знать проблемы микрорайонов. Решение о разделении города на внутригородские районы требует широкого предварительного обсуждения – с проведением публичных слушаний. Таково требование закона.
– Прежде серьезная работа проводилась на местах, в районах города, – говорит председатель комитета регионального парламента по строительству, промышленности, транспорту и дорожному хозяйству Алсу Садретдинова. – Люди обращались к районным властям, получали помощь. Сколько хороших дел благодаря этому было сделано. Например, пригородную зону Ульяновска привели в порядок за счет смет расходов райадминистраций. А сегодня в районах работают чиновники, у которых нет никаких реальных полномочий, зато есть огромная ответственность. Это неправильно. В соответствии с новым законом предусмотрено финансирование городских районов, и значит, районная власть сможет решать проблемы благоустройства, ремонта дорог, строительства детских площадок. Много вопросов можно снять на местах.
Похожего взгляда придерживается и председатель совета общественного контроля при Палате справедливости в Ульяновской области Олег Игонин:
– Раньше многие проблемы в районах го-рода решались своевременно. Когда у района появится свой бюджет, администрация сможет действовать эффективнее. И тот же малый бизнес местная власть станет поддерживать, а не «кошмарить». Ведь поступления в райбюджет будут связаны с успешной работой предпринимателей.
– При появлении внутригородских районов работа органов власти улучшится, – убежден депутат Гордумы, заместитель главы Ульяновска Игорь Буланов. – Как действующий депутат говорю: когда у тебя в избирательном округе проживает 15 тысяч человек, невозможно сразу решить все наболевшие вопросы, за всем уследить. А если появятся помощники в лице районных депутатов, которые по определению ближе к людям, то работа пойдет быстрее и качественнее. Проще станет проконтролировать, например, благоустройство дворов, указать исполнительной власти на ее недоработки.
Реализация закона началась
По итогам совещания в Законодательном Собрании была принята резолюция. В ней, в частности, рекомендовано:
– правительству Ульяновской области до 1 октября 2014 года подготовить законопроект, предусматривающий наиболее эффективную систему распределения полномочий между поселенческим и районным уровнями местного самоуправления в Ульяновской области в зависимости от возможностей отдельных поселений;
– органам местного самоуправления муниципального образования «Город Ульяновск» организовать публичное обсуждение возможности преобразования муниципального образования «Город Ульяновск» в городской округ с внутригородским делением и наделением внутригородских районов статусом муниципальных образований.
Часть резолюции, касающаяся порядка формирования в регионе местных органов власти, уже выполнена. На последнем заседании Законодательного Собрания был принят областной Закон «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов Ульяновской области и порядке избрания глав муниципальных образований Ульяновской области». Согласно ему, представительные органы муниципальных районов будут формироваться из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в состав соответствующих районов. А глава муниципального образования по-прежнему избирается депутатами представительного органа этого образования из своего состава. Новый порядок образования советов муниципальных районов, кроме приближения власти к избирателям, имеет еще один плюс – позволит сократить расходы бюджета на районные выборы и на обеспечение депутатской деятельности. По предварительным данным, в районах области депутатов станет меньше на 500 человек.
Широкое обсуждение возможных перемен в местном самоуправлении Ульяновской области власть намерена развернуть осенью, все мнения будут учтены. Как справедливо отметил председатель регионального парламента Анатолий Бакаев, реформа должна улучшить и облегчить жизнь не чиновников и управленцев, а, в первую очередь, простых ульяновцев.
Виктор ГОНЧАРОВ, при содействии пресс-службы Законодательного Собрания Ульяновской области