Требования жильцов об отчетах за собранные деньги игнорируются, приемы граждан зачастую не ведутся, а звонящим в «конторы» и приходящим в них элементарно хамят.
Тех же жильцов, которые пытаются, несмотря ни на что, искать справедливость, прессуют от имени как бы большинства и стыдят за «несознательность». Вот как в нашем, например, доме развивалась история с ремонтом подъездов. Жильцам УК объявила, что, если они соберут на эти работы деньги отдельно, ремонт сделают. Часть проживающих возразила, что ремонт должен делаться на средства статьи «ремонт и содержание», по которой жильцы, не имея лифтов и мусоропроводов, платят почти по 14 рублей с квадратного метра в месяц. Тогда старшая по дому вывесила на доске объявлений такую тираду в адрес «оппозиции»: «Для ясности: на текущий ремонт собственники платят 2,69 рубля с квадратного метра. Откройте большие платежки, которые вам приносят каждый месяц, просмотрите эту информацию. Умножаем тариф на площадь жилых помещений в доме… Всего на доме сейчас 60641,54 рубля. Все остальные денежные средства идут на содержание аппарата управляющей организации. Если собственники этого не понимают, то очень жаль…».
Старшая, надо заметить, человек, скорее, УК, чем жильцов. И она откровенно признает, куда идут деньги, которые они платят за жилье, – аппарату управленцев. А в этом аппарате кого только нет – бухгалтеры, экономисты, юристы (для судебных споров с жильцами). То есть все нынешнее управление – это просто хлебные места для «своих» людей. До домов же никому нет никакого дела, что в других регионах, кстати, понимают. Так в Орловской области, пишет «Коммерсантъ», готовятся к исходу частников из жилищной сферы. Создается целиком государственная управляющая компания (ГУК), которая будет брать дома после того, как у их УК отзовут лицензии. «Коммерсантъ» цитирует депутата Гордумы Воронежа Федора Ковалева, возглавлявшего ранее муниципальную управляющую компанию. «Ни один российский частник не будет работать в этой сфере честно, – говорит Ковалев. – Потому что максимальная маржа в этом бизнесе при некриминальном подходе – десять процентов при огромном количестве головной боли». Компания Ковалева управляла тремя миллионами квадратных метров жилья и вложила в ремонт жилого фонда, по его словам, в два раза больше, чем все остальные в Воронеже, включая частные компании, под управлением которых было 14 миллионов квадратных метров.
В общем, можно уверенно констатировать, что эксперимент с частным управлением жилыми домами провалился. Хотели, по Черномырдину, как лучше, получилось все то же – воровство и дальнейшая деградация жилого фонда, и ничего другого получиться в России не могло. Государство эту печальную истину по сути признало, и если оно будет придерживаться логики, то не может не признать, что одной из самых больших ошибок было то, что дома оказались бесхозными. До 2005 года они были на балансе муниципальных органов власти. Потом их с этого баланса сняли, но ни на какой другой не поставили. «СК» некоторое время назад уже писал, что жилой фонд следует вернуть на баланс муниципалитетов либо передать на уровень регионов. Без этого ничего исправить не удастся.