Наша справка: Некрасов Вячеслав Иванович родился 21 октября 1948 г. в г.Фюрстенвальде (Германия). В 1971г. окончил Самаркандский архитектурно-строительный институт по специальности «Архитектура». Работал в Ташкентском Зональном научно-исследовательском институте, затем служил в армии. В 1973 году приезжает в г.Ульяновск и работает в институте «Ульяновскгражданпроект» в должности архитектора и руководителя архитектурной группы. Контролируя большой объем проектных и строительных работ, В.И. Некрасов активно занимается авторскими разработками ряда проектов планировки и застройки отдельных зданий: пос. Ижак на Баме, микрорайона 16 в южной части г.Ульяновска, квартала № 10 в г. Новоульяновске, кафе «Околица», магазина «Оптика». Некрасов В.И. автор образного решения «Дворца бракосочетания» (Дом техники) по улице Железной Дивизии, клуба 1 Мая, больничного комплекса летно-испытательного состава «ЦАГИ» в г. Жуковске.
Вклад Вячеслава Ивановича в облик современного Ульяновска таков, что сложнее сказать в каких проектах последних 30 лет он не участвовал. Разве что в бизнес новоделах последних лет. Среди его работ как проекты готовых микрорайонов, так и любимые горожанами «мелочи» («Пушкаревское кольцо», Дом техники, часы на Доме Гончарова, Церковь Трех Святителей на Гончарова и даже графическое решение надписи на обелиске Победы)
С 1981 по 2001 гг. он занимает должность главного архитектора г.Ульяновска, с 2001 по 2006 гг. — должность главного архитектора Ульяновской области. Некрасов В.И. – член Союза архитекторов России, почетный архитектор России.
Год назад прошла его авторская выставка, в которой представлены многие проекты, касающиеся и градостроительной стратегии и конкретных решений.

Д.Ежов: Вячеслав Иванович, у Вас большой опыт чиновника, долгое время работаете и с бизнесом. Популярно для нас, профанов: что такое генеральный план и какое значение он имеет для города?

А.Некрасов: Генеральный план – это определенный закон, на основании которого все должны жить, это “правила игры” на этой территории.
Из истории – приехал Богдан Хитрово защищать границы, построить засечную черту. Первоначально, появлялись военные сооружения – плац, казармы и т.д.

Видео: Некрасов о Ульяновске как городской агломерации

Видео тезисно:
После расширения границ, начало развиваться новое направление – торговля, различные товары привозили из других областей. Затем появляется еще один популь – промышленность. Появляется различное население: христиане, мусульмане, коммунисты. И все они действуют по своему. У всех свои интересы. Здесь начинается политика. А где их интересы пересекаются – это парламентская линия, на которой мы начинаем договариваться как жить будем. И вот договорились – в этом месте начинается закон.
Вот если появился генплан, а к нему правила землепользования и застройки- то все должны жить по этому закону, по определенным правилам. Есть разные попули – есть УАЗ, все должно жить по своим правилам, санэпид нормам и прочему. Не должны быть в черте города нехорошие попули – например, арсенал, химсклады и т.д. Эти вопросы необходимо решать. Хим склады, арсенал нужно убирать. А как? Нужно делать предложения по стратегии. Например – была у нас свалка, но построили на этом месте университет – и очень хорошо, удобно всем. А если перевести железную дорогу на электрификацию, можно избавиться от вредного дыма, например.
После того, как генеральный план утвердят, никто не должен его нарушать.

Ежов: Я правильно понимаю, что генплан это и стратегия, по которой должен развиваться город?

А.Некрасов: Да, но не только стратегия. Это и определенный план работы по территориальному развитию.

Ежов: Переходя непосредственно к новому плану. Интересна предыстория. В соответствии с какими генеральными планами город развивался в последние десятилетия? насколько я услышал, последние генпланы принимались в 85 году и в 2007?

А.Некрасов: Да. Вот этот текст -(показывает документ, 7 страниц, доступен в Консультант плюс) постановление Совета Министров РФ от 85 года “О генеральном плане города Ульяновска”.
2014-10-08 13.03.37
Документ прошел многие инстанции – различные федеральные министерства. Я докладывал по нему в Верховном Совете. Здесь прописаны основные положения развития города на 25 лет вперед, где какие квадратные метры на человека, где и что необходимо построить- ТЭЦ, коммуникации и т.д., а что нужно снести. Тот генеральный план был рассчитан на городское население в миллион человек, т.е. на перспективу. И на самом деле, в связи с развитием авиакомплекса, основным градоформирующим фактором стали заводы, там коэффициент семейственности 3,75, размер жилой площади на человека – 18 квадратных метров. Так определяются площади для новых застроек, площади дорог. Этот генеральный план 85 года был создан и был серьезно проработан.
По этому генплану в том числе планировалось, что Арсенала не будет. Что будет создаваться большой международный аэропорт “Восточный”. А в 2006м появился другой документ.
IMG_20141009_131350
Как обсуждали этот документ? Выступил ректор авиационного училища, который сказал, что для учебной летной практики необходимо оставить аэропорт, как сейчас его называют – Центральный, он нам нужен. И здесь уже пошли нарушения предыдущего генерального плана. А Ермолаев Иван Ильич выступил и сказал, что у вас вообще нет плана ГО ЧС, вдруг будут падать самолёты – Арсенал взорвётся. Выступил и архитектор Полиевиц Владимир Васильевич. Он сказал, что не нужно развиваться городу вширь – нужно уплотняться. В итоге мы видим, что по городу идет в итоге точечная застройка и народ поднялся. Всего три выступающих и такой новый генплан был принят в 2006 году.

Д.Ежов: На другом уже уровне принятия решений. Уже в условиях, мягко говоря, упрощенных подходов к принятию подобных документов.

А.Некрасов: Да, абсолютно других. И последнее заседание градостроительного совета было абсолютно таким же. Там не было Капитонова, Полиевца, Сергиенко, не было архитекторов, которые строили город. Был из архитекторов только Некрасов. Кангро, сидел сзади, но он не был главным архитектором. Начинается голосование- кто за то, что бы принять генеральный план? А на самом деле, его показали мельком, вдалеке на стенке. И все подняли руки.
Со всеми согласованиями план 85 года создавался около двух лет. А сейчас пытаются всё сделать за пол года.

Д.Ежов: Формально: сейчас вносится корректура в генеральный план 2007 года?

А.Некрасов: Да. Но можно сказать, каким плохим он был, таким и остался.
Ещё один момент. Есть такое понятие-агломерация. Агломерация – это компактное расположение населенных пунктов, которые связаны между собой промышленными, культурными и т.д. связями.

Видео. Некрасов о векторе градостроительного развития Ульяновска. Арсенал и прочее

Видео тезисно:
Сам Бог велел развиваться в сторону Красного Яра. По примеру Самарской агломерации (Самара-Тольятти). А по принимаемому генплану- уходим на север в сторону Ундор. Куда? И тогда люди будут ездить в Татарию на работу. Это не научный подход.
Есть такое понятие агломерационный эффект. Когда город при должных условиях развивается в себя. И город был бы компактным.
Есть такое понятие – диффузия. Если Вы поедете на юг региона, то Вы поймёте, что им в театр ближе ехать не к нам, а в Пензу. Есть понятие агломерационный эффект – чем ближе, тем лучше.
Арсенал уже показал, нашкодил нам. Почему его оставили? Говорят: там ещё есть патроны. И это пятно оставляют до 35 года. Военных можно понять- они говорит, что Вы за всё время здесь ничего не делали. Но если бы этим районом занимались, Арсенала бы уже не было. А это действительно грамотный вектор для развития города.

По генплану была построена ТЭЦ-3 (Ключищенская), она не загружена, большие энергетики пытаются ее закрыть. По новому генплану мы уходим в другую сторону, значит, там будет необходимо строить новую ТЭЦ (на севере города-Улпресса). И даже две.
Нет взаимодействия бизнеса, энергетиков и правильных подходов власти. Кто будет строить ТЭЦ? Непонятно. В любом случае будет потерян эффект городской компактности. Почему сделано так? Наверно так проще нарисовать. В итоге генплан, по мнению специалистов, является набором красивых картинок, но не стратегией долгосрочного развития. Мы сегодня идем не от существующей ситуации, а, скорее, от существующих картинок. А что такое генплан? Это идея и план развития городского поселения. Но этой идеи нет, по крайней мере, я её не вижу.

Для того, чтобы построить дом, нужно нарисовать микрорайон. А в микрорайоне квартал. А в квартале дом – только тогда там можно что-то нормальное получить. В градостроительстве нельзя не думать целым, нельзя идти от частностей. Нужны участки для нового населения? Да. Так у нас находят самые ценные пахотные земли и говорят – вот здесь и стройте. Но это проще всего.

И когда я услышал, что оставляют Арсенал – сразу сказал, что буду против такого документа.
Ещё один документ – “О снятии границ запретного района воинской части 34236”, то есть Арсенала. Нам границы сняли. Но заложниками все равно остались Нижняя и Верхняя Террасы. Воинской части нет, а на генплане этот зеленый участок все равно оставили министерству обороны. По первому генплану мы создали проблему и до сих пор из неё выходим. Я думал, может им ещё орден дадут за то что они стёкла вставляли. И увы, территория еще не безопасна – могут взорваться оставшиеся патроны, порох и т. д. А ведь это очень хороший участок – там можно строить и очень выгодно – ближе к центру, рядом вокзалы и речной порт. Хорошее место, к тому же и в лесу. Но никто не хочет решать этот вопрос.
И в чем здесь проблема? Не то чтобы политической воли нет. Нет хороших специалистов, которые могли бы решить этот вопрос и предложить план развития этого участка. Должен быть подход не бытовой и обываетельский, а подход профессионалов.

Другая большая проблема в нашем городе – транспорт. Не меняется дорожная инфраструктура, поэтому возникают серьезные проблемы. Здесь нет ничего сложного, эти вопросы должны быть основополагающими, они должны быть отражены в генеральном плане. А вместо этого- на территории стадиона Труд и ЦУМа сейчас нарисована станция скоростного трамвая.
Получается, что через весь город хотят проложить железную дорогу. Нужны будут двухуровневые транспортные развязки и сложное строительство. Фактически предлагаемое просто нереально. Но первоначально рисовался другой вариант- скоростной трамвай на пневмоходу.
SAM_1665
Он мог идти между Контактором и над трибунами стадиона Труд, а дальше по долине реки Симбирки.

Есть аксиомы караванного пути – если караванный путь отошел, развитие в населённом пункте закончилось. Вокруг станций, как узлов, всегда появится что-то новое, новая инфраструктура.
То, что касается стадиона Труд – это кошмар, он находится в смоговой яме, со всех сторон окружен дорогами. Новый проект – стадион в Соловьёвом овраге-то же самое. По старому генплану был проект стадиона на подъезде к новому мосту, с видом на Волгу, в зеленой зоне.
Это моменты, которые мне не нравятся, но сейчас даже не об этих мелочах речь. Начинать нужно с большого и переходить к частному. Я говорю здесь об агломерации. А мы видим нарушение самого научного подхода.

Ежов: На чем еще конкретном Вы бы заострили своё внимание?

А.Некрасов: Я 20 лет был архитектором города и 6 лет архитектором области, могу привести много примеров почти на каждой точке города. Нужно говорить показывая на генплане. В градостроительном планировании есть, например, закон – нельзя занимать коридоры дорог и инженерных путей. Поэтому к их размещению нужно относиться очень серьезно. Нельзя забивать, застраивать транспортные развязки – а у нас на перекрестке Урицкого и Нариманова строят 24 этажный дом. Если говорить о улице Шолмова – магистраль можно провести вдоль Свияги. Посмотрим на Москву и Питер – вдоль рек идут магистрали.  Тем более в этом месте удобная аэродинамическая труба – всё выветривается. Хуже, когда дороги прокладываются через живой массив.
Бывали случаи, когда рисовали дороги, подразумевающие снос 90 уже построенных домов.
Но пока ужасаться не стоит. Проект генплана ещё пройдет экспертизу, слушания, обсуждения во всех районах. И к нему ещё возникнет много вопросов у жителей.

Еще пример. Около Дачного давно нужно соединить дорогой новый мост с кольцом, но все не могут. Для того, чтобы обойти Дачный и сразу выйти на кольцо, а дальше на объездную и на новый мост – давно нужно было построить, но не делают. Еще Ермакову писал – когда включат мост, в первую очередь нужно делать здесь дорогу – в противном случае в Дачном жить будет невозможно. Ермаков передал это Морозову. А после сказал, что пока это рано. А давно бы уже могли ездить не через Дачный и не было бы пробок.

Реализация генплана должна идти по науке. Деньги должны распределяться с умом – инфраструктура, дороги. А у нас сняли вечные каменные и поставили новые обычные бордюры. Потом их начали красить, вместо того что бы сделать эти километры дороги. Здесь побеждает не здравый смысл, а бизнес.

Ежов: Похоже, в этом основная проблема- какого масштаба бы ни был вопрос, в первую очередь идёт решение частных коммерческих задач. Спасибо за содержательный разговор.