До 1957 года с Венца открывалась великолепная картина, весьма отличающаяся от той, что мы наблюдаем сегодня. Сразу же за Волгой были видны заволжские слободы: Часовня, Канава и Королевка (или Корольчиха). Ульяновский краевед Евгений Кавалеров собрал большой материал, рассказывающий о поселениях, существовавших до строительства Куйбышевского водохранилища в 1956&1957 годах, и представил его в редакцию «СК». Это история о людях, живших в забытых слободах, боровшихся за землю и отстоявших свои права на нее.

В центр – на лодке
По предположению Павла Мартынова, чей труд «Город Симбирск за 250 лет существования» является одним из основных источников этой публикации, люди жили на месте слобод еще до основания Симбирска. По его мнению, есть основания полагать, что там издавна размещались мордовские рыбацкие поселения. А, собственно, слободы заселялись постепенно уже с XVII века, правда, когда именно их причислили к городу Симбирску – неизвестно. Например, в топографическом описании города Симбирска 1783 года о заволжских слободах нет упоминания. Но к 1850 году население в них было значительным: в Часовне насчитывалось 273 двора и 1372 жителя, в Канаве – 179 дворов и 1010 жителей, в Королевке – 205 дворов и 1120 жителей. В слободах размещались два кожевенных завода, через них проходили скотопрогонные дороги: Оренбургский тракт – через Королевку, Уфимская дорога – через Часовню.

Название «Часовня» было дано слободе изза находившейся в ней часовни. Канава, специально вырытая на центральной улице для отвода дождевой и грунтовых вод, дала имя второй слободе. Происхождение названия «Королевка» и второго названия этой слободы «Крольчиха» – не установлено. Эти слободы входили в состав земель удела в луговой стороне Волги, отмежеванной в 1794 году. На все слободы было одно православное кладбище в слободе Канава около озера Черное, отмеченное на плане 1881 года.

Сообщение с городом через Волгу осуществлялось на лодках. Только в 1865 году лодки заменили на пароход, который ходил по расписанию много лет. Как известно, с 1916 года левобережье и правобережье соединили железнодорожным мостом. Любопытно, что когда в 1850 году обсуждался вопрос об отделении от Симбирской губернии Самарского и Ставропольского уездов и о присоединении их к вновь образовываемой Самарской губернии, естественною границею между губерниями была принята Волга. Заволжские слободы с землею в 12000 десятин уже считались частью Симбирска. По ходатайству местного губернатора их отделили от Ставропольских волостей и они остались в хозяйственном расположении Симбирской городской думы, в полицейском и судебном ведомствах симбирских властей.

Восстали против Думы
Хотя жители заволжских слобод былипричислены к симбирским мещанам, в поселениях почти исключительно преобладал сельский уклад жизни. Люди занимались садоводством, огородничеством, отчасти хлебопашеством на арендуемой у города земле. Торговля яблоками, ягодами, овощами и другим продуктами сельскохозяйственного производства составляла единственный источник доходов жителей. Немногие из них занимались еще и пчеловодством.

В начале 1880-х годов между симбирскими властями и жителями заволжских слобод разыгрался скандал, который подробно описал Мартынов. До 1870 года жители не имели никаких документов на заселенные ими земли – они считались принадлежащими городу. Городская Дума, находя, что такое положение стесняет жителей в распоряжениях этими землями, решила предоставить им таковые в полную собственность, но не иначе как за определенную плату. Желая предупредить вероятность того, чтобы жители не закрепили за собой право собственности на землю за давностью владения, Дума заблаговременно (а именно 14 марта 1880 года) постановила обложить все эти земли оброком. Против такого распоряжения восстали жители всех трех слобод, ссылаясь на то, что земли достались им от предков, занявших их еще при основании Симбирска, что наделы переходили от поколения к поколению по наследству. Оброка или аренды их предки никогда не платили – напротив, городское управление всегда считало их собственниками, и они платили городские, земские и государственные налоги как владельцы и собственники, а не как арендаторы. После продолжительных споров и исков, доходивших до Правительствующего Сената, вопрос о праве собственности на спорные земли был окончательно решен тем, что одни жители укрепили за собою землю по давности владения, другие купили ее у города, а третьи и ко времени издания книги Мартынова в 1898 году платили городу оброк как арендаторы.

Под надзором
Еще в 70-е годы XIX века был возбужден вопрос о том, чтобы дать заволжским слободам городское устройство, в частности, распланировать улицы и составить план на каждую из слобод. Однако дело свелось лишь к тому, что 4 июля 1876 года городская Дума постановила ходатайствовать об учреждении особого помощника полицейского пристава заволжских слобод с шестью полицейскими служителями при нем и усилила пожарный обоз. Это ходатайство Думы утверждено МВД в том же году.

Позднее, в 1890 году, город построил в слободе Канаве каменное здание лабаза с квартирами помощнику пристава и управляющему заволжскими городскими землями.

В 1849 году в слободе Канава построили часовню, а в 1854 году на ее месте встала каменная Казанская церковь. Строили ее на средства прихожан и других доброхотных жертвователей, при заботах священника Михайловского. К 1857 году на правой стороне трапезы на средства прихожан и пожертвования частных лиц появился теплый придел во имя Святителя Чудотворца Николая, а в 1859 году и на левой стороне трапезы – придел во имя Святого Великомученика Дмитрия Мироточивого. В церкви служили два священника, дьякон и два псаломщика. В слободе Часовня в 1892-1909 годах построили свою кирпичную одноэтажную церковь во имя Николая Чудотворца. В обеих слободах было по школе, находившихся в ведении священнослужителей. Кроме того, 1 ноября 1897 года в Нижней Часовне открыли городское приходское училище, которое посещали 37 мальчиков и 38 девочек. Невозможно удержаться от комментария по поводу современных школ: при наличии 300 учащихся учреждение уже считается малокомплектным. Более 100 лет назад наши предки не считали лишним открыть приходское училище всего на 75 учеников.

Улица Ленина пришла из Королевки
Евгений Кавалеров проследил судьбу заволжских слобод в XX веке вплоть до их расселения. В частности, в 1913-1916 годах в семи верстах от Канавы в городском лесу была построена станция Верхняя Часовня, где кроме вокзала сооружены были депо, мастерские и разные другие постройки. В 1920 году был создан Заволжский рабочий совет, в который вошли поселок Верхняя Часовня, Заводской рабочий поселок, а также все три слободы. С 1930 по 1954 год на территории Заволжья находились три колхоза: имени Буденного, в который входили 69 колхозников из слобод Канава и Часовня; имени Володарского – 119 колхозников из Канавы; имени Ворошилова 138 членов из Королевки. Общее число населения Заволжья к 1936 году составляло 8391 человек. В 1942 году здесь был создан городской район Володарский.

С 1951 по 1953 год из слободжителей переселили на тракт Нариманова, север города, и на Верхнюю Часовню. Не были забыты и названия улиц: некоторые из них перекочевали в другие районы города, например, Кирова, Мичурина, а также Ленина. В центр улица Ленина «пришла» из Королевки, где она появилась в 1926 году и проходила вдоль всей слободы от Канавы в сторону Красного Яра. В 1962 году вместо Володарского района был образован Заволжский район. На месте Канавы сейчас находится дамба, которая защищает Нижнюю Террасу от затопления.

Анна Михайлова