Великую Отечественную войну коллектив Ульяновского городского театра драмы встретил раньше, чем тревожные вести о фашистском нашествии достигли Ульяновска.
В мае – июне 1941 года наши артисты выступали на сценах городов Шостка, Глухова и Ромны Сумской области Украины. Репертуар насчитывал 13 спектаклей, причем довольно серьезных. Достаточно упомянуть «Овод», «Коварство и любовь», «На всякого мудреца довольно простоты». Буквально за два дня до фашистского нашествия -20 июня – в театр пришел (а точнее, поехал за ним на Украину) новый директор – Олимпий Дмитриевич Малютин. Позже он писал: «…На гастроли был отправлен весь репертуар и все лучшее имущество театра, как то: костюмы, мебель, декорации, электрооборудование сцены, реквизит. Война застала театр на Украине, и все имущество было оставлено там. Работники театра с большим трудом, побросав свое личное имущество, приехали в Ульяновск».
В эти дни труппу из двух с половиной десятков человек и небольшой оркестр усилили эвакуированные в Ульяновск белорусские актеры. А уже 30 августа театр открывал первый военный сезон премьерой – постановкой знаковой для советской драматургии пьесы Константина Симонова «Парень из нашего города». Поставил спектакль художественный руководитель театра Марк Моисеевич Маламуд. Главную роль – танкиста Сергея Луконина – исполнял народный артист Белорусской ССР Павел Степанович Молчанов.
В то тревожное время театр был нужен людям как отдушина среди изматывающих тыловых будней. Спектакли начинались по нынешним меркам очень поздно – в 8-9 часов вечера, но зал был всегда полон. А премьера следовала за премьерой: 10 и 30 сентября, 6 и 17 ноября, 11 и 18 декабря. Возможно, это отражалось на качестве постановок, зато «к концу сезона театр уже имел 14 спектаклей». Директор Малютин писал: «Театр зимой совершенно не отапливался. Но коллектив театра, несмотря на такой тяжелый для нашего театра момент – все начинать сначала – дружно, сплоченно и организованно приступил к работе и работал довольно хорошо». Наряду с художественными успехами, театр умудрился не просто «делать кассу», а фактически выбрался из финансовой пропасти: «Кроме всех этих трудностей текущий счет театра в Госбанке был арестован несколько лет подряд, … и только на 1 января 42 года театр погасил кредиторскую задолженность и освободил от ареста текущий счет».
Здание городского театра находилось в то время там же, где расположен драмтеатр и поныне, но выглядело иначе. Главный фасад был обращен на нынешнюю улицу Спасскую. Там же был и главный вход, над которым возвышался треугольный фронтон. Окна первого этажа были прямоугольными, окна второго этажа – арочными. Здание театра было построено в 1879 году и до 60-х годов XX века не перестраивалось. Поэтому о том, как оно выглядело во время войны, можно судить по дореволюционным фотографиям, а также по фото из газет, качество которых, увы, оставляет желать лучшего. На них, впрочем, видно, что фасад театра был украшен флагами и портретами вождей.
Холода в 1941 году наступили рано, и около Ульяновска на Волге зима застала пароход с эвакуированными. Их в срочном порядке разместили в начале ноября в театральных помещениях. Театр, пожертвовав 16-ю спектаклями, превратился на время в одну из самых больших «коммуналок» в городе.
В первые месяцы войны ульяновская сцена повидала немало столичных артистов, для которых Ульяновск стал промежуточным пунктом по пути в эвакуацию или фронтовые бригады.
23-24 августа, еще до открытия сезона, любителей «старинных цыганских романсов, лирических и таборных песен» радовала Изабелла Юрьева. Легендарная «белая цыганка» открыла незапланированные «звездные гастроли» военной поры. А в октябре здесь выступал Центральный государственный театр кукол под руководством Сергея Образцова. Великому кукольнику в ту пору было 40 лет, а созданному им театру – всего десять. 11 и 13 октября театр показал детворе два спектакля: «Волшебная калоша» и «По щучьему велению». А в 9 часов вечера 13 октября уже сам Сергей Владимирович дал эстрадный концерт для взрослых зрителей. Восторженный рецензент писал на страницах газеты «Пролетарский путь»: « В чем же секрет успеха этого прекрасного артиста? Секрет этот заключается в многообразии и многогранности его творческих возможностей. С.В. Образцов универсален. Он актер, режиссер, певец, художник и скульптор. Все его работы отличаются большой культурой и чувством вкуса».
Спустя всего несколько дней на сцене театра пел Вадим Козин – популярнейший артист. Его пластинки перед войной официально входили в особую категорию – не подлежали сдаче на переплавку. А на концерты порой посылали конную милицию, дабы предотвратить беспорядки среди толпы поклонников. Трудно сказать, был ли подобный ажиотаж на выступлениях Козина в Ульяновске 15 и 16 октября 1941 года. Аккомпанировал знаменитому тенору на рояле его постоянный концертмейстер, выдающийся пианист Давид Ашкенази. А через несколько месяцев Юрьева, Образцов, Козин и Ашкенази колесили по фронтовым дорогам, выступая перед бойцами.
В конце октября – начале ноября стены театра сотрясались от взрывов хохота. Так зрители принимали актеров Московского государственного театра эстрады и миниатюр. Первой в газетном анонсе была заявлена звезда театра Рина Зеленая. Вскоре Рина Васильевна попросилась на фронт и оказалась в концертной бригаде Аркадия Райкина. За выступления на передовой она получила орден Красной Звезды, а в 1945 году оставила свой автограф на Рейхстаге. Вместе с Риной Зеленой в Ульяновск приехали молодые родители, семейный и творческий дуэт Александр Семенович Менакер и Мария Владимировна Миронова. На руках у них был грудной ребенок – родившийся 8 марта 1941 года Андрюша Миронов – будущий блистательный актер театра и кино. Мария Владимировна Миронова вспоминала: «Андрей рос в тяжелое время. Ему всего не хватало. В октябре 1941 года мы вместе с Театром миниатюр эвакуировались в Ташкент. . Доплыв до Астрахани, пароход вернулся в Ульяновск. . В Ульяновске нас приютили у себя и обогрели в тесном гостиничном номере кинорежиссер Марк Донской и его жена Ирина. Такое не забывается. Андрюша простудился и всю дорогу жестоко болел с температурой тридцать девять – сорок». Естественно, актерам было не до знакомства с достопримечательностями Ульяновска. Отыграв спектакль, они спешили к постели больного сына.
Продолжение читайте в следующем номере.
Антон Шабалкин, архивист