Порой кажется, что Ульяновску грозит будущее города тысячи статуй, придуманного братьями Стругацкими. Заполонившие главную городскую площадь и разгуливающие по улицам истуканы изрядно перепугали героев романа «Град обреченный». И все-таки, несмотря на странное желание наводнить Ульяновск все большим количеством памятников и скульптур, вполне вероятно, что этого не случится. И по очень простой причине – за ними некому ухаживать.
В конце 1990-х – начале 2000-х годов сильно пострадал парк Дружбы народов: одна за другой исчезли скульптуры животных из бронзы – видимо, закончили свое существование в пунктах приема цветного металла, вандалы выжгли деревянные фигуры. В неприглядном состоянии находится памятник гимназисту Володе Ульянову в районе старого вокзала. Не пощадило время и памятник Ленину работы Матвея Манизера, стоящий на Венце. В октябре 2014 года московский скульптор Денис Стритович дал приблизительную оценку стоимости реставрации, но до сих пор ничего не слышно о том, будут ли памятник ремонтировать. Вероятно, это связано с тем, что памятник Ленину, как и вообще все памятники в регионе, пребывает в бесхозном состоянии. Кроме того, ушла традиция проводить субботники и митинги рядом с ними. Молодожены все реже возлагают цветы к памятникам погибшим в годы Великой Отечественной войны. Неудивительно, что монументы перестают ценить и замечать, если они не начинают мешать. Например, в 2012 году поселковые власти Ишеевки пытались получить в комитете по культурному наследию региона разрешение перенести памятник рабочим Ишеевской фабрики, погибшим в составе первого Симбирского коммунистического полка на Парамоновском хуторе в борьбе против колчаковцев. Выяснилось, что он помешал росту местного рынка. А несколькими годами ранее, еще до создания в нашей области этого комитета, в поселке Поливно был уничтожен памятник курсанту Григорию Иванову.
Вообще-то наши власти любят красивые даты и юбилеи, и, не будь памятник снесен, 12 сентября наверняка говорили бы о его 50-летии, поскольку он был торжественно открыт в этот день в 1965 году. Григорий Иванов был курсантом Симбирской школы инструкторов РККА, когда в Симбирске столкнулись красные и белые. Вместе с другими курсантами он принимал участие в обороне Симбирска в составе 1-го Симбирского отряда. Со слов жителя Поливно Кокарева, работавшего в то время конюхом в военном лагере, записана история подвига Иванова. Она изложена в паспорте теперь уже несуществующего объекта культурного наследия. Утром 22 июля 1918 года в Симбирске шла сильная стрельба. Беженцы сообщили, что город захватили белогвардейцы, которые устроили расправу над активистами и сторонниками советской власти. Под напором превосходящих сил противника немногочисленные части Красной Армии были вынуждены оставить город и отходить на север двумя эшелонами. Часть курсантов из состава 1-го Симбирского отряда охраняла переправу через Волгу в районе Поливно, располагаясь в бывшем кадетском лагере. Днем 22 июля здесь разгорелся ожесточенный бой. Красные курсанты стойко сражались и задержали врага, выиграв время для отхода частей Красной Армии. В последний момент, когда курсанты уже покидали линию обороны, разрыв снаряда контузил Иванова. Очнулся Григорий в конюшне, куда белогвардейцы согнали жителей и пленных. Белогвардейцы били его прикладами, шомполами, зверски истязали. Пытались выведать у него сведения о численности красноармейских войск, отходящих на север. Но курсант не выдал военную тайну. Тогда его повели на расстрел. В одном километре южнее Поливно курсанта Иванова подвели к крутому волжскому обрыву и снова спросили: «Говори, сколько курсантов было в школе и в каком направлении они отошли?». Еле стоя на ногах, весь избитый и окровавленный, собрав последние силы, он бросил врагам в лицо: «Большевики своих не выдают!» – и был расстрелян.
Архивист Антон Шабалкин рассказал «СК», что офицер Александр Васильевич Степанов организовал в Ульяновском гвардейском танковом училище студию, в которой с курсантами занимался профессиональный скульптор Григорий Васильев. В результате этих занятий родилась идея, а затем и проект памятника Иванову, который Степанов разработал вместе с курсантами. Более чем трехметровую скульптуру отлили из железобетона и установили у волжского обрыва, близ того места, где герой был похоронен. Там проводили пионерские сборы и торжественные митинги гвардейцев.
В конце 1990-х годов, когда танковое училище было уже несколько лет как расформировано, Иванова снова расстреляли. Житель Поливно Николай Радушка рассказывал журналистам, что натворили контрактники, стоявшие у поселка. Памятник первому герою Ульяновского гвардейского училища расстреливали из автоматов, бросали в него взрывпакеты. Так скульптура осталась без рук и лица. Реставрировать его местные власти не стали. Краеведам удалось выведать у местных жителей, что примерно в начале 2000-х годов монумент повалили трактором И сбросили под откос.
Анна МИХАЙЛОВА