@brandergofer:
Осталось чувство незавершённости от предыдущих публикаций о Спасском женском монастыре. В связи с ним всегда вспоминают о Спасской улице. Неудивительно, это была парадная сторона: Святые ворота, восхитительный вид на храмы… Но монастырь занимал целый квартал. И с других прилегающих улиц вид на него был прекрасным, а судьба стоявших там строений – не менее драматична.
Сегодня – о Спасском монастыре со стороны улицы Верхне-Чебоксарской (ныне Бебеля) – от старого Симбирска до наших дней. На дореволюционных снимках – вид на монастырь с этой улицы: церкви Иконы Иверской Божьей Матери (слева) и Спаса Нерукотворного Образа, ограда монастыря и ворота – не главные, но тоже очень красивые. Обратите внимание на белое здание слева. К нему ещё вернёмся.
Стена и ворота монастыря на ул.Бебеля. Снимок уже советского времени. На воротах сняты кресты. На этом фото не видно, что происходит за оградой. А происходило многое.
В 1920 г. монастырь был закрыт, монахини выселены. После окончания гражданской войны части из них разрешили вернуться, однако большая часть построек отдана под жильё рабочим патронного завода. Но храмы ещё работали…
Ворота бывшего Спасского монастыря на ул.Бебеля. Храмов уже нет. В 1932 г. принято решение о “разборке храмов на стройматериалы”, к середине 30-х “разборка” окончена.
Затрудняюсь сказать, когда именно были снесены ворота и ограда монастыря на улице Бебеля. На Советской (Спасской) улице это произошло в 1968-м. На Бебеля стена, видимо, была разрушена раньше. Если кому-то известно больше – поделитесь.
Теперь вернёмся к белому домику, который виден на дореволюционном снимке (фото 1). Вот он – улица Бебеля, дом 1/7. Одно из немногих сохранившихся до наших дней строений монастырского комплекса. Построено в 1787-1789 г.г. Это самое старое здание Симбирска, сохранившееся в первоначальном виде. Здесь был монастырский постоялый двор, позже – баня. Сейчас на соседних воротах вывеска “Автомойка”. Видимо, и это здание относится к ней.
А здесь просто редкое фото. 1930-ые. Субботник на улице Гончарова, которая тогда была улицей Карла Маркса. Ещё стоит Вознесенский собор, разрушенный в 1935 году. Вот так, с комсомольским задором и разрушали Храмы.
Улпресса: а мы от себя дополним материал старой нашей подборкой фото.
Справка:
Симбирский Спасский женский монастырь был основан одновременно с городом в сере-дине XVII в., занимал участок в границах улиц Чебоксарской (ныне ул. Бебеля), Спасской, Дворцовой (ул. Карла Маркса) и Полицейского переулка (пер. Пожарный). В 1690-х гг. на месте сгоревшей деревянной церкви была построена каменная однопрестольная церковь с деревянной колокольней во имя Спаса Нерукотворного Образа (Спасская). Ещё одна каменная церковь во имя Иверской иконы Божией Матери строилась в 1860-х гг., освящена в 1870 г., этот храм считался одним из самых вместительных и красивых в городе. В конце 1920-х гг. обе церкви были включены в число охраняемых памятников архитектуры Ульяновска. На территории монастыря находились и другие каменные и деревянные строения – больница, богадельня, училище для девиц-сирот из духовного звания, дома для игуменьи и монахинь, постоялый двор, доходные дома и хозслужбы. В настоящее время сохранилось четыре монастырских здания, основную часть бывшей монастырской территории занимает ДК «Губернаторский», построен в 1970 г.
Улица Спасская
справа-Спасский (давший название улице) женский монастырь
Фото и текст: Brandergofer, собственные материалы
гость
Да,очень жаль что семья Ульяновых потащилась в Симбирск ,родила бы мамаша своего Володю, где нибудь, в глухой деревушке. Может быть и сохранилось бы это все. А ,так чего, издурачили весь город. Посмотрите на “Золотое кольцо” и другие старинные города .
Аноним
Я бы не судил так строго, думаю многие глядя на попов в царские времена их недолюбливали, особенно пролетариат. Поэтому когда вопрос встал разрушить, многие были не против. Сейчас снос храмов осуждают. С высоты истории судить легко, осуждая “комсомольский задор”. Думаю по прошествии ннн-го количества так же будут высмеивать нынешние 87% населения поддерживающие сами знаете кого, ходящие на демонстрации и пьющие тосты за крымнаш.
горожанин
Да не будут осуждать ни крым, ни президента, а разрушения храмов как осуждали так и будут осуждать, – так как это и есть наша страна и народ, как бы многим не нравилось. А коммунисты, устроившие террор в России, насилием и репрессиями добивались своих целей – это хорошо известно.
Аноним
Году этак в 30м Сталина тоже никто не осуждал. Ровно как и снос храмов во время сноса храмов.
Аноним
не п..дите! Сейчас больше разрушается! сталину такое и не снилось!
А вот построите ли вы столько, сколько построил он?
СЛАВА СССР!
Скоро Революция! Попридержи свой гнилой язык,контра не добитая! Наша власть будет! А что касаемо храмов спаса на картошке. То не перестанут попы дуть в жопу существующему режиму,история вновь повторится!
Майя
А можно о личных целях коммунистов поподробнее? А то это как-то не очень хорошо известно, особенно советскому народу, который жил при коммунистах в бесплатных квартирах с адекватными коммунальными платежами, имел возможность выбирать любимую работу с достойной зарплатой, бесплатно учился и лечился (причем на уровне, не сравнимом с сегодняшним), отдыхал в санаториях, занимался спортом, платил в общественном транспорте копейки и т.д.
не всё
а про Гулаг почему забыли?
Скептик
всех “запутена!” туда во главе с гарантом
Майя
Потому что ничего про него не знаю. Лично знала людей, воевавших в ВОВ, в Афганистане, в Чечне. Но не знаю ни одного репрессированного. Вот как ни пыталась найти среди родственников или знакомых, ну никак не получается. Интересно, почему? Может, потому, что они все были из такой же “пятой колонны”, какая сегодня ходит на Болотную и на разные “Марши мира”? Три с половиной человека на 2 столицы. Запомните раз и навсегда – жизнь в СССР не нравилась только тем, кто не хотел зарабатывать деньги честным трудом.
СЛАВА СССР!
Да плевать на твои картофелехранилища! Наша власть страну построила! А твоя,одни церкви для оболванивания народа.
шандец
если бы Ильич тут не родился – наш город был бы затрапезным совсем. к 100-летию Ленина тут настроили столько, что ни при царском режиме, ни в “демократические” 1991-2015 не строили. А судя по нынешнем временам – половину церквей “сами саморозрушились” и на их месте весь центр был бы из “новых и прекрасных торговых центров”
Гляньте на Самару- весь центр города размазан, какие там церкви? стоят старые избушки и рядом коттеджи и между ними впихнуты “элитные новостройки” …
Если бы в Симбирске все церкви и монастыри сохранились – весь центр пришлось бы сделать пешеходной зоной, т.к. ни дорог ни построить широких, ни трамвай запустить.
СЛАВА СССР!
Слава Ленину!
ХМ
А я пью за наш Крым. И он действительно НАШ!!! Некоторым, видно, хотелось, чтобы Крым амерским был, но не получилось!
Аноним
Когда монастырь снесли работяги тоже небось хряпнули за монастырьнаш)
Правдоруб
Чем больше выпьешь, вата, тем больше он будет твой. Еще бухни за то, чтобы Ишеевка не стала амерской, т.к. шансы Крыма и Ишеевки стать американскими – равны.
СЛАВА СССР!
Вы,попрошайки укрозадые,ещё Одессу,Харьков и Мариуполь нам должны вернуть. И мы вернём эти земли.
Правдоруб
Странно, а почему тогда вата год назад не взяла Мариуполь? Только градами обстреляла живые кварталы и всё.
Вата и Грозный берет уже 21 год и в итоге количество русских в Чечне упало с 25% перед войной до мизера сегодня.
Судя по умственному развитию ватанов, взять они могут только бутылку с витрины.
вова
М…к, ты Правдоруб, анонимный, к тому же анонимный, выйди на Федерацию, Карла Маркса, любую улицу Ульяновска и скажи-Уто Вата и тд…Твой “б…дский”( от слова б…дь-обманщик) рот будет не медленно опоганен, самым что не наесть изощренным способом.
Правдоруб
Заметил несоответствие на фото: 5 фото сверху по ракурсу примерно совпадает с 3м фото снизу, т.к. сняты с юго-западного направления. Однако, забор на 3-м фото снизу непобеленный. Получается побеленный кирпичный забор в районе того здания был перестроен? Несоответствие количества окон описываемого здания можно списать его перестройку.
Нижнее фото забора 1950-х годов сделано с северо-востока и там забор такой же как на 3-м фото снизу. т.е. там забор “старого образца” и не был перестроен?
Горожанин
Экспликация плана монастыря во дворе.
1, 2, 4, 5. Дома бревенчатые, одноэтажные с полуподвалом
3. Корпус монашеских келий (За) и трапезный корпус (36), каменные, двухэтажные с полуподвалом (кельи – начало 1880-х гг., трапезная -1892 г.). Здание сохранилось: пер. Пожарный, З
6, 7. Дом бревенчатый, одноэтажный, на стульях
8. Дом бревенчатый, одноэтажный на каменном фундаменте
9, 11-15, 20, 22-27. Дома бревенчатые, одноэтажные
10. Игуменский корпус, каменный, двухэтажный (1908 г.). Здание сохранилось: ул. К. Маркса, 4
16-19, 21, 28. Дома каменные, одноэтажные
29. Дом каменный, одноэтажный (около 1892 г.). Здание сохранилось: пер. Пожарный 5
30, 32-37, 39-42, 45, 46, 50. Служба дощатая
31. Служба из пластин
38. Навес дощатый
43. Служба бревенчатая
44. Служба каменная (б. баня), одноэтажная (1787-1789 гг.). Здание сохранилось: пер. Пожарный, 7/1
47-49, 51-54. Уборная дощатая
10. Дом каменный, двухэтажный
12. Дом каменный, одноэтажный с мезонином
14, 16, 17, 18. Дом каменный, одноэтажный
21, 25. Служба каменная
19, 22, 23, 31. Служба бревенчатая
26 – 29. Служба дощатая
20, 24. Уборные дощатые
В первые годы после революции (после 1924 г.) на территории б. женского монастыря насчитывалось 30 каменных и бревенчатых жилых домов и 12 служб [408, л. 7-14]. Много лет эти постройки использовались как жилье для жителей города, в том числе для рабочих патронного завода им. Володарского. Поэтому территория Спасского монастыря получила название “Рабочий городок”. Состояние этого жилого фонда (30 домов) характеризуют следующие данные: имелось 28 одноэтажных и 2 двухэтажных (каменных) дома, из них каменных – 9, бревенчатых – 19, смешанных (низ каменный, верх – деревянный) – 1, рубленный из пластин – 1; все дома были крыты железом, половина деревянных домов имела каменный фундамент, в 5 домах были подвалы; канализация отсутствовала во всех домах, водопровод имелся в 3 домах, 21 дом был электрифицирован. Службы представляли собой деревянные постройки; сараи, навесы из бревен, теса, пластин и досок, в большей части имевших железную крышу. Общая площадь этих служб представляла 1150, 40 кв. м. К июню 1920 г. бывшие жильцы монастыря, в основном, были выселены. “Кельи монашек захвачены под постой рабочих патронного завода”. Поездка обиженных за справедливостью в Москву и даже беседа с М.И. Калининым не смогли отменить решение местных властей.
1919 -1920 гг. в монастыре был создан Симбирский городской концентрационный лагерь. Планы по использованию зданий монастырских церквей часто менялись. В 1928 г. в Спасской церкви хотели (возможно, был короткое время) устроить музей церковной старины.
1929 г. вместо церкви (какой неизвестно) хотели строить клуб металлистов. В июне 1930 г. с церквей монастыря уже были сняты и изъяты колокола общим весом 574 пуда 10 фунтов. На трехъярусной колокольне было 8 -10 колоколов, самый большой колокол весил 437 пудов. В 1930 г. в помещение биржи труда, находившейся в б. женском монастыре, переехала горстрахкасса. В 1932 г. в монастыре размещалось общежитие индустриально-педагогического техникума, а в 1930-49 гг. это был «Рабочий городок», в котором жилирабочие патронного завода. В 1965 г. начались работы по закладке здания межсоюзного клуба (Дворец профсоюзов) и остатки Спасского монастыря, в основном, были снесены. Остатки стен монастыря просуществовали до 1968 г. Сохранилось только 4 здания: двухэтажное кирпичное здание, построенное в 1908 г. игуменский корпус. В последние десятилетия здесь располагались курсы повышения квалификации работников культуры искусства.
Два двухэтажных кирпичных дома разной высоты соединенных вместе. Корпус монашеских келий построен в начале 1880-х гг., в 1892 г. к нему был пристроен трапезный корпус. Пер. Пожарный, 3 – ныне здесь находится Управление по борьбе с организованной преступностью по Ульяновской обл. В 1959 -1993 гг. здесь размещалось отделение милиции Ленинского района.
Одноэтажное кирпичное здание, ранее встроенное в монастырскую ограду, предположительно появилось в 1892 г.
Одноэтажный кирпичный дом – самое старое из сохранившихся зданий монастыря построен в 1787-1789 гг. – б. монастырский постоялый двор, затем баня (до 1917 г.)
Скептик
не интересно!
Аноним
Ну вот чего вы башкой об пол бьетесь:ах, какое разрушили!!!
А сейчас вы не разрушаете?
Сколько сейчас церквей и прочих старинных знаний разваливается, жгут, сносят!
Например, церковь в с. Кашинка Цильнинский район. При Ленине работала, при Сталине работала. а сейчас?
Разрушается. Кто ее спасет? Или ждете когда развалится, и снова будете фотки старые смотреть и руки заламывать?
Аноним
вот она. Деревянное зодчество.
Аноним
http://ic.pics.livejournal.com/bragin_sasha/10993836/2199370/2199370_original.jpg