Организация массовой культурной деятельности в Ульяновске давно вызывает ряд вопросов. В позапрошлом году мы уже выказывали недоумение по поводу того, что при покупке билетов в ульяновских учреждениях культуры часть денег уходит в Йошкар-Олу.
В материале за 2014 год мы говорили о том, что 45 лет Мемориал имел свои концертные кассы, реализовывал билеты на концерты и другие мероприятия, но потом кассы учреждения вместе с кассирами были переданы в пользование йошкар—олинскому ООО «К—Концерт» (учредителем и руководителем которой является житель марийской столицы Константин Полищук). При этом частная компания не только установила в кассах свое оборудование, но и монопольно замкнула на себя всю концертную деятельность Мемориала. Прямо или косвенно деятельность иногородней коммерческой фирмы так или иначе, но затронула работу всех учреждений ульяновской культуры.

Напомним, “К-Концерт” пришел на рынок ульяновского шоу-бизнеса через покупку программы самарской конторы “контрамарка.ру”, которая в свое время ушла из Ульяновска из-за того, что Ленинский мемориал и ДК “Губернаторский” не пускали ее в свои учреждения. “К-концерт” пустили…

КАССУ СЕБЕ…

ООО «К-Концерт» под предлогом внедрения новых технологий фактически просто заняло кассы учреждения. Мемориал получает от “частника” 7 500 рублей в месяц за предоставленное помещение касс вместе с работающими кассирами. В соседних регионах подобная услуга стоит от 180 тысяч рублей и разыгрывается официальными тендерами. Сравнивая эти цифры выходит, что в среднем один только Мемориал недополучает в этой схеме 1.8 млн. Тоже и с арендой залов для проведения мероприятий (концертов): примерно за каждый из 60 концертов “К-Концерт” отдает не более 50 тысяч, рыночная же цена подобной аренды – 150-200 тысяч рублей. Таким образом, Мемориал и областной бюджет на аренде зала по коммерческим расценкам теряет около 9 миллионов в год.

При этом система по реализации билетов продолжает обслуживаться кассирами мемориала, заработная плата которым выплачивается из бюджета области.

Главное, “К-концерт” от своей концертной деятельности зарабатывает от миллиона до полутора с каждого проведенного концерта: прибыль за квартал примерно 20 миллионов заработка. За год эта сумма вообще выглядит фантастически. При том, что эти деньги могли оставаться в бюджете региона, если бы этим, к примеру, занимался сам Ленинский мемориал.

Развитие деятельности «К-Концерт» на территории Ульяновской области держит на личном контроле министр культуры региона Ившина. В свое время прошла целая серия специально посвященных этому совещаний, на которых рекомендовала всем директорам подведомственных учреждений работать по реализации билетов только с йошкар-олинской компанией, несмотря на то, что это фактически противоречит их финансовым интересам.

Приоритет иногородних непонятен и еще по одной причине: предложения по внедрению электронной продажи билетов (причем и со стороны местных операторов) поступают в наш Минкульт постоянно: это рынок и конкуренция. Оценивая предложения выходит, что выбрали не самого выгодного.

В прошлом материале на эту тему, например, мы уже говорили о том, что поступало предложение по установке общероссийского комплекса билетной системы «Супербилет», при работе которого само учреждение продает билеты и полностью контролирует свои финансовые потоки. Деньги поступают сразу на счет учреждения. Единовременная оплата за покупку системы 200 тыс руб. Далее никаких процентов уже не взимается. На рынке есть предложения, по которым комплекс устанавливается с дальнейшим взиманием 1,5% с оборота при совершенно прозрачных условиях. С подобными системами работает Самара, Москва и многие другие города. Эти предложения были отвергнуты.

НИКТО, КРОМЕ…

Отметим, другим организаторам концертов теперь “зайти” в тот же мемориал практически невозможно. Их сразу же перенаправляют в “К-Концерт”, которые берут себе 8% за распространение билетов через их кассы. Все данные о всех билетах и продажах стекаются только к ним. Установка и наладка тоже идет только через них. Все деньги от продаж всех билетов из основных учреждений культуры аккумулируются на их счетах в Йошкар-Оле. И только затем за минусом 8% возвращаются в Ульяновск. Фактически областная культура (по части основных-наиболее коммерчески стабильных городских учреждений) отдает весь контроль за финансовыми билетными потоками иногородней коммерческой структуре под неоправданно высокий (8% с вала) процент. Для того, чтобы оценить объемы отдаваемых непонятно кому за простейшую технологию денег: только в Драмтеатре проходит через билеты более 50 млн руб в год. 8% — это почти 4 миллиона в год только с одного учреждения.

Налоги остаются там же на родине “К-Концерта”.

ДЕНЬГИ

“Подмята” под себя и организация городских мероприятий: последние два года йошкар—олинская компания ставит звук, занимается практически всем техническим обеспечением, дает в аренду сцену и, конечно же, привозит артистов. Только один прокат в среднем обходится бюджету от 150 до 200 тысяч рублей.

Вспомним последний скандал на День строителя: за 2 миллиона пригласили выступать Газманова, но другие организаторы предлагали привезти его за 900 тысяч или миллион. Однако когда строители обратились за помощью пригласить им “звезду” и организовать праздник в управление культуры, их отправили в “К-Концерт”.

Вариант, что у ульяновских организатора есть своя сцена и звук – даже не рассматривается. Тендеров как таковых нет, все идет прямыми договорами. Сейчас “К-Концерт” фактически навязывает ульяновцам свою культурную повестку. На всех открытых мероприятиях выступают артисты, которых они рекомендуют минкульту и которых они сами привозят. К примеру, приглашенные звезды на день города – Михаил Бублик, Лера Масква или молодой составов группы “Земляне”.

КАК В ПЕНЗЕ

Сразу несколько наших собеседников, в том числе из Самары и Пензы, открыто заявляют, что интересы этой конторы лоббирует кто-то из регионального министерства культуры. Такая же ситуация с “К-Концертом” несколько лет назад была в Пензе. По имеющейся у нас информации, туда йошкар-олинцы тоже вошли “напролом” и полностью “оккупировали” территорию, не давая пройти другим организаторам. Итог: местный министр культуры в настоящий момент уволен.

Если говорить о Ленинском мемориале, то по уставу он сам может заниматься организацией концертов без привлечения вторых лиц и не тратить такие средства бюджета. В Ульяновске немало своих продюсерских центров, которые могут заниматься концертами, да и сцену давно пора приобрести свою (ее стоимость примерно 750 тысяч). Дорогущий концертный рояль область “потянула”, свою сцену – не может. Арендовать десятки раз в год точно не выгоднее. На наш взгляд деятельность бюджетной культуры и особенно в аспекте проведения массовых мероприятий должна стать объектом бОльшей открытости и публичного обсуждения.