Временно исполняющему обязанности губернатора Ульяновской области Морозову С.И.

Открытое письмо

Ульяновская область это не только Ульяновск, Димитровград и Новольяновск. Это еще и 21 муниципальный район. Если бы муниципальные районы и сельские поселения Ульяновской области были коммерческими организациями, то они уже считались бы банкротами.

К примеру, в Тереньгульском районе совокупный долг администраций и учреждений только по решениям судов более 10 млн. Примерно такой же объем долгов еще не просужен.

Казалось бы для района, при бюджете  на 2016 год в размере 236 млн. рублей это незначительные деньги. Однако Вам должно быть известно что на собственные доходы района приходится лишь 32,5 млн рублей, а оставшаяся часть – это безвозмездные поступления от других бюджетов Российской Федерации.

Долги стали массово накапливаться с начала 2015 года. Первый кредитор, кому перестали платить бюджетные учреждения нашего региона, стал Пенсионный фонд РФ. В отдельные месяцы иски Пенсионного фонда составляют 30 % от общего объема дел в Арбитражном суде Ульяновской области. Складывается ситуация при которой бюджетная система «поедает» саму себя. Налоги тратятся на оплату работы одних бюджетников, чтобы заставить работать других бюджетников.

Однако руководители администраций экономят и на других платежах – оплата работ по государственным контрактам, коммунальные услуги. В итоге бизнес, единственный наполнитель  бюджета, видит со стороны должностных лиц отличный пример как вести себя в кризис  – просто перестать отвечать по своим обязательствам.

При этом долги нарастают как «снежный ком». Насчитываются проценты, взыскиваются судебные издержки, штрафы за неисполнение решений судов. Системы бюджетного перераспределения запаздывает, заявки на получение поступлений от вышестоящих бюджетов подаются несвоевременно. Очевиден системный кризис.

Необходимо менять систему налоговых поступлений в бюджет. Основной налог, который пополняет бюджет Тереньгульского района, налог на доходы физических лиц. Этот налог согласно Налоговому Кодексу РФ вообще не предназначен для поступлений в бюджет муниципального уровня. Он перераспределяется сверху. Такая зависимость лишает руководителей администраций на хоть какие-то амбиции самостоятельно вылезать из долгов.

При этом штаты администраций необоснованно раздуты. Будучи крупнейшими работодателями администрации в большинстве районов Ульяновской области, по признанию О. Асмуса, входят в тройку крупнейших налогоплательщиков. В таком случае было бы уместно в силу статьи 31  Конституции РФ поднять вопрос об объединении 21 муниципального района Ульяновской области в более крупные территориальные объединения, сократив их до 7. Сократив при этом и количество сельских поселений.

Системная проблема требует системных решений. Однако не стоит забыть о роли отдельных личностей. Главы муниципальных образований Красноборского, Михайловского, Белогорского и Подкуровского сельских поселений, входящих в Тереньгульский район,  привели свои поселения к банкротству.

В силу статьи 168.2 Бюджетного кодекса РФ по решению арбитражного суда предусмотрено введение в муниципальном образовании временной финансовой администрации в случае, если просроченная задолженность превышает 30 % собственных доходов местного бюджета в последнем отчетном году.

Правда есть одна оговорка – введение временной финансовой администрации возможно при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации перед бюджетом муниципального образования. В таком случае необходимо выявить такие нарушения и устранить их.

На основании изложенного, предлагаю

1. Подать заявление в Арбитражный суд Ульяновской области о введении в Красноборском, Михайловском, Белогорском и Подкуровском сельских поселениях временной финансовой администрации.

2. Сообщить Ваше экспертное мнение по вопросу необходимых изменений в системе налоговых поступлений в бюджеты различных уровней и изменений границ территорий муниципальных районов и сельских поселений в Ульяновской области.

Ответ прошу прислать по адресу г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 14а и по электронной почте czvp@mail.ru.

Юрист А.Н. Кучембаев