Около сотни рабочих Ульяновского автомобильного завода вышли в среду на площадь перед бывшим заводоуправлением, чтобы потребовать от руководства предприятия индексации зарплат, “которой не проводилось восемь лет». Представители УАЗа, впрочем, к людям так и не вышли, зато собравшихся пытался успокоить глава города Сергей Панчин.

“Как нам прокормить семью на 12 тысяч рублей в месяц?», «Сколько можно кормить обещаниями?», «Почему УАЗ наращивает прибыль, а мы – нищаем?» – такие вопросы выкрикивали заводчане. В отсутствие руководства предприятия отвечать на них пришлось Сергею Панчину.

– Город делает все возможное, чтобы поддержать автозавод, – заверил он людей. – По решению Ульяновской Городской Думы предприятию предоставляется льгота по оплате земельного налога, продукция УАЗа закупается нашими муниципальными предприятиями.

– Но нам, простым рабочим, от такой поддержки ни жарко ни холодно, – парировали собравшиеся. Почему вы, оказывая поддержку УАЗу из бюджета, не можете потребовать от его собственников повышения заработной платы, которая оста ется неизменной с 2008 года? Цены в магазинах за это время выросли в несколько раз.

Сергей Панчин призвал людей «не поддаваться на провокации» и напомнил о схожей ситуации в начале 2000-х годов на соседнем Ульяновском механическом заводе, работники которого перекрывали движение на Пушкаревском кольце. Собравшиеся восприняли это как совет и выразили готовность поступить так же.

– Нам все время говорят: вот, подождите, проведем модернизацию цеха, тогда и поднимем зарплату. Новые станки покупают, интенсивность работы растет, а мы как получали гроши, так и продолжаем их получать, – возмущался сотрудник покрасочного цеха.

Уазовцы признают, что последней каплей, переполнившей чашу терпения, стало решение дирекции завода о переходе на четырехдневную рабочую неделю. Руководство предприятия меру называет вынужденной, вызванной кризисом и спадом продаж. Одна ко, судя по отчетности, доступной на сайте автозавода, дела его не так уж плохи. УАЗ испытывал трудности в конце 2014 года. но уже в первом квартале 2015 года сумел получить чистую прибыль в размере 330 миллионов рублей и с тех пор медленно, но верно наращивает продажи. Скажем, в июне УАЗ продал 4708 машин – на 21 процент больше, чем годом ранее.

По словам заводчан, пятый день теперь они отрабатывают за счет сверхурочных в оставшиеся четыре дня. При этом переработка часто не оплачивается или же оплачивается чисто символически: по 100 рублей в день за один-два часа труда. В итоге большинство заводчан получают по 12-17 тысяч рублей в месяц и’лишь некоторые (по большей части – участвующее в сборке автомобилей «УАЗ-Патриот») – по 20 тысяч.

Работников автозавода возмутили заявления областных властей о том, что «под официальным обращением к руководству предприятия о необходимосги индексации зарплат подписались всего четыре человека» и что «средняя заработная плата на ОАО «УАЗ» составляет 28 тысяч рублей». – Понятно, откуда такие цифры берут оклад начальника цеха в 80 тысяч рублей и слесаря с 12 тысячами и делят на два. В среднем и тот и другой едят голубцы, только первый – мясо, а второй – капусту, – заявил один из выступавших.

Существующий коллективный договор на предприятии предусматривает, помимо всего прочего, ежегодную индексацию зарплат работников. Однако это условие дирекция автозавода игнорирует, а официальный профком предприятия, входящий в систему Федерации независимых профсоюзов России, на его исполнении не настаивает. Работники УАЗа опасаются в открытую требовать от дирекции исполнения своих обязательств, боясь репрессий и увольнения. Одной из работниц, пожаловавшейся в трудовую инспекцию, уже пришлось доказывать незаконность вынесенных начальством дисциплинарных взысканий за то, что она дважды за рабочий день отлучалась в туалет.

Собравшиеся в среду заявили о решимости дальше отстаивать свое право на достойную оплату труда. На очередной сход у бывшего здания заводоуправления они намерены собраться 31 августа, в 15.30.

Дмитрий МИНАЕВ