Во-первых, приношу извинение за ошибку, допущенную в 1-ой части. Фотография стадиона (фото 10) не имеет отношения к Ульяновску. Снимок сразу вызывал сомнения невозможностью определить место. Ввели в заблуждение надпись «Стадион УАЗ» на входе и указание на снимок, как сделанный в Ульяновске, в серьезном источнике. Спасибо Наташе Никифоровой за поправку.
Возможно, эта часть публикации об истории Ульяновского автомобильного завода УльЗИС – УАЗ не всем покажется интересной. Перечисление моделей автомобилей, выпускавшихся предприятием в разные годы, тема, как говорится, на любителя. А с другой стороны, как же вести речь об истории автозавода, обойдя стороной его продукцию, среди которой есть поистине легендарные машины? Попытался внести некоторое разнообразие в подборке фотографий. Показалось чересчур шаблонным просто прилагать снимки тех автомобилей, о которых идет речь в тексте. К тому же, не так давно размещал набор открыток, на которых представлен почти весь модельный ряд УАЗа, начиная с ЗИС-5. Попробовал подобрать фотографии, немного другого плана: важные вехи в истории завода, испытания машин в экстремальных условиях… Очень интересные подборки были размещены в этом году на uaz.ru/company/75, откуда взята часть снимков. Вот так и получилось, что текст и фотоподборка не вполне соответствуют, а, скорее, дополняют друг друга. Надо сказать, в свое время очень интересовался необычными и уникальными разработками УАЗа, не попавшими в серийное производство, ряд материалов (фото и видео) размещал в instagram. Не удержался от соблазна и сейчас упомянуть о некоторых из этих экспериментальных моделей, хотя основное внимание все же уделено серийным автомобилям. Ну и, наконец, счел возможным не описывать весь модельный ряд автозавода вплоть до сегодняшнего дня, а остановиться на УАЗ-469. Во-первых, это, без сомнения, наивысшая вершина, достигнутая Ульяновским автозаводом, а во-вторых, примите во внимание тематику группы. Могу позволить себе не говорить о современности. Что-то увлекся предисловием, давайте к теме.
Как уже было сказано, на первых порах, с 1942 года завод выпускал грузовики ЗИС-5, простые и неприхотливые. Кроме Ульяновска, их выпуск был организован в Миассе, а с 1942 г. возобновлен и в Москве. Работа Ульяновского автозавода оказалась успешной, и в 1943 г. он был объявлен головным предприятием по выпуску ЗИС-5. Напряженная работа на нужды фронта не помешала конструкторской мысли. На заводе был разработан собственный автомобиль УльЗИС-253 и в мае 1944 г. собран его первый опытный образец (фото 1). Этот 3,5-тонный грузовик по своим характеристикам не уступал «Студебеккеру». Машина прошла испытания, получила высокую оценку, но серийное производство УльЗИС-253 так и не началось. В военное время было не до освоения новых моделей. Но и ЗИС-5 в Ульяновске выпускался недолго. В конце 1944 года поступило указание передать его производство в Миасс, а еще строящемуся заводу в короткие сроки освоить модель Горьковского автозавода – 1,5-тонный грузовик ГАЗ-АА, выпускавшийся там с 1932 года. Первый автомобиль сошел с конвейера в Ульяновске 26 октября 1947 г., выпуск ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ был прекращен к 1951 году, вскоре после снятия их с производства в Горьком. К этому периоду относится еще одна ульяновская разработка. На октябрьской демонстрации 1949 г. был показан грузовик УАЗ-300, а в 1950 г. он прошел дорожные испытания, показав хорошие результаты. Фактически, были представлена не одна, а три модели. УАЗ-300 – легкая модификация (до 1 т.), УАЗ-302 – тяжелая (до 1,5 т.), УАЗ-308 – полноприводная. На фото 2 – УАЗы-302 рядом с ГАЗ-ММ (справа) в ходе сравнительных испытаний. Давайте и мы сравним. Возможности автозавода тогда не позволяли наладить серийный выпуск таких машин, и в производство они не пошли. А жаль, очень прогрессивная была модель. В 1-ой половине 1950-х УАЗ находится в поисках «своего лица» и готовит производство к выпуску ГАЗ-69 и ГАЗ-69А. Горьковский завод, и без того загруженный, передал производство «козликов» Ульяновску. Первые их партии сошли с конвейера УАЗа в 1954 г., а в 1955-м началось массовое производство. Сначала комплектующие поступали с ГАЗа, вскоре был освоен полный цикл. С этого времени УАЗ перестал быть производителем грузовиков и начал официально специализироваться на выпуске легковых автомобилей повышенной проходимости. С 1956 г. ГАЗ-69 начал поставляться на экспорт, и к 1960 году его закупали более 20 стран.
И все же УАЗ стремится разрабатывать и выпускать собственные автомобили. Первые опытные образцы были собраны еще в 1955 году. А в 1958 начато серийное производство 1-ой самостоятельной модели Ульяновского автозавода: УАЗ-450 («Буханка»). На его базе создано целое семейство: «санитарка» (УАЗ-450А), микроавтобусы (УАЗ-450Б, В), грузовик (УАЗ-450Д), а также довольно необычные машины. Например, УАЗ-450П – седельный тягач с полуприцепом, УАЗ-450ЭМ – электромобиль. УАЗ-450, выпускавшийся до 1965 года, на то время был лучшим автомобилем своего класса в мире, не знавшим достойных конкурентов. С 1961 г. начался выпуск машин семейства УАЗ-451 – на базе УАЗ-450, но с одним ведущим мостом (4х2). Среди необычных модификаций следует назвать УАЗ-451С – экспериментальный снегоход с лыжами и резинометаллическими гусеницами. В 1966-68 г.г. автомобили семейства УАЗ-450 были заменены на соответствующие модели семейства УАЗ-452. Буквенные обозначения сохранились те же, но появились и новые модификации. УАЗ-452АС – санитарный автомобиль для Крайнего Севера, рассчитанный на морозы до 60 градусов (фото 9). УАЗ-452К – экспериментальный трехосный 16-местный автобус (1973 г.). Раз речь зашла о разного рода необычных моделях, следует упомянуть и экспериментальный снегоболотоход УАЗ-490 (492) с четырьмя гусеницами. Но его испытания в середине 60-х оказались неудачными.
ГАЗ-69 был, несомненно, для своего времени великолепным образцом внедорожного автомобиля. Однако, его концепция восходила еще к 40-м годам. К тому же гордость уже известного автозавода требовала сказать свое слово. Еще в 1959 году в Ульяновске началась разработка автомобиля, который должен был прийти на смену ГАЗ-69. Путь к серийному выпуску УАЗ-469 длился более 10 лет. В большинстве источников говорится о первых государственных испытаниях ульяновского вездехода в 1964, а то и 1965 году. Не совсем так. На фото 5 мы видим УАЗ-469 в ходе гос.испытаний, проводившихся на Памире в 1962-63 г.г. В 1964 и 1966 состоялись повторные испытания. Испытания показали необходимость доработки двигателя (УМЗ-451), подвески, мостов. Все это потребовало немало времени. К тому же, Министерство обороны не было готово отказаться от проверенного временем ГАЗ-69. Последние испытания, показавшие полную готовность и высокий технический уровень УАЗ-469, состоялись весной 1972 года. А 15 декабря 1972 года с конвейера Ульяновского автозавода сошли первые серийные вездеходы (фото 3). Необходимо отметить, что это был автомобиль исключительно для использования в армии и других силовых ведомствах. Выпуск упрощенного «гражданского» УАЗ-469Б начался в 1973 году, а о продаже этих автомобилей в личное пользование в те времена и речи не могло быть. Были и другие модификации: УАЗ-469П – почтовый, УАЗ-469БГ – медицинский и др. Производство автомобилей под индексом УАЗ-469 продолжалось до 1985 года, после чего они получили наименования УАЗ-3151 и УАЗ-31512 (УАЗ-469Б).
18 февраля 1974 года в истории Ульяновского автозавода произошло знаменательное событие. С конвейера сошел миллионный автомобиль, которым стал УАЗ-452 (фото 4). УАЗы не раз ставили рекорды выносливости и проходимости, прошли многие испытания в самых разных экстремальных условиях. Вспомним только некоторые. Уже упоминалось об испытаниях опытных образцов УАЗ-469 на Памире в 1962-63 г.г. (фото 5 и фото в комментарии к нему). Еще недоработанные машины прошли тогда сложнейший маршрут протяженностью более 9 тыс. км. В 1973 г. группа журналистов на двух УАЗ-469 проехала 40 тыс. км по маршруту Москва – Магадан – Москва (фото 6). После этого во многих изданиях появились восторженные отзывы об ульяновских вездеходах. В последнее время не раз упоминалось о восхождении трех серийных, без всяких специальных приспособлений, УАЗ-469 по склону Эльбруса на высоту 4200 м. в 1974 г. (фото 7). Повторить этот рекорд смог только «Лендровер» в конце 90-х. Не раз проводились испытания УАЗов в условиях пустыни: пробег через Сахару в 1975 г. (фото 8), через Каракумы в 1979-м (фото 10). В 1960х – 1970х г.г. проведен ряд испытаний машин в северных условиях, в т.ч. спецавтомобилей для Крайнего Севера (фото 9). Перечень, конечно, далеко не полный.
На этом завершим обзор серийных автомобилей УАЗ. Более поздние модели – уже другая история. Все же не могу не упомянуть о некоторых экспериментальных разработках, не попавших в производство. С 1976 г. велась разработка плавающего автомобиля – амфибии, и к 1980 г. было изготовлено 4 опытных образца УАЗ-3907 «Ягуар». Машины успешно прошли испытания в самых разных условиях, до 1989 г. создано еще несколько образцов разных модификаций (по некоторым источникам всего 14). Амфибия была необычайно востребована, и не только военными, но потом наступили 90-ые…
В 1978 г. был выпущен опытный электромобиль УАЗ-3801 на базе УАЗ-451, работавший на переменном токе. Теперь большинство электромобилей используют переменный ток, тогда же это было новшеством. Машина положительно себя зарекомендовала, и до 1985 года изготовлено около 100 электромобилей. Почти все были отправлены в Москву, где долго и успешно работали.
В 1982 г. были представлены концептуальные модели УАЗ-3170 и УАЗ-3171, которые должны были прийти на смену 469-му. После многочисленных доработок на их основе в 1991-м появился многоцелевой автомобиль УАЗ-3172. Успешно прошел гос.испытания в 1993 г., но в итоге проект похоронили. Часть наработок использована в «Патриоте».
В середине 80-х Ульяновский автозавод участвовал в программе создания 1,5-тонного грузового фургона, результатом которого стал УАЗ-3727, не имевший в то время аналогов в стране (1987 г.). Надо сказать, УАЗ не был особо заинтересован в этой модели, а многие ее характерные особенности позже нашли воплощение в «Газели». Не приводил в подборке фотографий экспериментальных разработок УАЗа, можно как-нибудь сделать отдельный сюжет.

Опытный УльЗИС-253 перед автопробегом Ульяновск – Москва. 1940-ые годы. Источник: chronograph.livejournal.com / музей истории УАЗ.
1CIkpZx-VLFw

Испытательный пробег автомобилей УАЗ-300 (302) и ГАЗ-ММ. 1950 год. Источник: chronograph.livejournal.com / музей истории УАЗ.
2X38JzyW5jkw

Начало серийного выпуска УАЗ-469. 1972 год. Источник: automuseum-chehov.com / музей истории УАЗ.
3oxjVF-KbBPI

Миллионный автомобиль сходит с конвейера Ульяновского автозавода. 1974 год. Источник: chronograph.livejournal.com / музей истории УАЗ.
4k1p18wX_C6A

Государственные испытания автомобилей УАЗ-469 на Памире. Маршрут: Ульяновск – Аральск – Ташкент – Ош – Хорог – Душанбе – Ашхабад – Баку – Волгоград – Ульяновск (9200 км). 1962-1963 год. Источник: uaz.ru/company/75.
5yVs4o0ETshY

Автоэкспедиция московских журналистов на 2-х автомобилях УАЗ-469 по маршруту Москва – Магадан – Москва (4,5 месяца, 40 тысяч км). 1973 год. Источник: uaz.ru/company/75.
6hYgT5klaAeA

Восхождение трех стандартных автомобилей УАЗ-469Б по склону Эльбруса на высоту 4200 м. 1974 год.
7sT58sw8BKNw

Автопробег автомобилей УАЗ-469Б по Африке: из Туниса в Нигер через Сахару, 11000 км. 1975 год. Источник: uaz.ru/company/75.
8xnSBSsWhfkI

Испытания в Якутии автомобиля УАЗ-452АС для Крайнего Севера (1,5 месяца, 12000 км). 1976 год. Источник: uaz.ru/company/75.
9Z-2aw5328KI

УАЗы в Каракумах. Пробег колонны УАЗов разных моделей по маршруту: Москва – Горький – Ташкент – Каракумы – Баку – Тбилиси – Ростов-на-Дону – Харьков – Москва (более 10000 км). 1977 – 1979 г.г. Источник: uaz.ru/company/75.
10eRwvP58p2sw