Во-первых, приношу извинение за ошибку, допущенную в 1-ой части. Фотография стадиона (фото 10) не имеет отношения к Ульяновску. Снимок сразу вызывал сомнения невозможностью определить место. Ввели в заблуждение надпись «Стадион УАЗ» на входе и указание на снимок, как сделанный в Ульяновске, в серьезном источнике. Спасибо Наташе Никифоровой за поправку.
Возможно, эта часть публикации об истории Ульяновского автомобильного завода УльЗИС – УАЗ не всем покажется интересной. Перечисление моделей автомобилей, выпускавшихся предприятием в разные годы, тема, как говорится, на любителя. А с другой стороны, как же вести речь об истории автозавода, обойдя стороной его продукцию, среди которой есть поистине легендарные машины? Попытался внести некоторое разнообразие в подборке фотографий. Показалось чересчур шаблонным просто прилагать снимки тех автомобилей, о которых идет речь в тексте. К тому же, не так давно размещал набор открыток, на которых представлен почти весь модельный ряд УАЗа, начиная с ЗИС-5. Попробовал подобрать фотографии, немного другого плана: важные вехи в истории завода, испытания машин в экстремальных условиях… Очень интересные подборки были размещены в этом году на uaz.ru/company/75, откуда взята часть снимков. Вот так и получилось, что текст и фотоподборка не вполне соответствуют, а, скорее, дополняют друг друга. Надо сказать, в свое время очень интересовался необычными и уникальными разработками УАЗа, не попавшими в серийное производство, ряд материалов (фото и видео) размещал в instagram. Не удержался от соблазна и сейчас упомянуть о некоторых из этих экспериментальных моделей, хотя основное внимание все же уделено серийным автомобилям. Ну и, наконец, счел возможным не описывать весь модельный ряд автозавода вплоть до сегодняшнего дня, а остановиться на УАЗ-469. Во-первых, это, без сомнения, наивысшая вершина, достигнутая Ульяновским автозаводом, а во-вторых, примите во внимание тематику группы. Могу позволить себе не говорить о современности. Что-то увлекся предисловием, давайте к теме.
Как уже было сказано, на первых порах, с 1942 года завод выпускал грузовики ЗИС-5, простые и неприхотливые. Кроме Ульяновска, их выпуск был организован в Миассе, а с 1942 г. возобновлен и в Москве. Работа Ульяновского автозавода оказалась успешной, и в 1943 г. он был объявлен головным предприятием по выпуску ЗИС-5. Напряженная работа на нужды фронта не помешала конструкторской мысли. На заводе был разработан собственный автомобиль УльЗИС-253 и в мае 1944 г. собран его первый опытный образец (фото 1). Этот 3,5-тонный грузовик по своим характеристикам не уступал «Студебеккеру». Машина прошла испытания, получила высокую оценку, но серийное производство УльЗИС-253 так и не началось. В военное время было не до освоения новых моделей. Но и ЗИС-5 в Ульяновске выпускался недолго. В конце 1944 года поступило указание передать его производство в Миасс, а еще строящемуся заводу в короткие сроки освоить модель Горьковского автозавода – 1,5-тонный грузовик ГАЗ-АА, выпускавшийся там с 1932 года. Первый автомобиль сошел с конвейера в Ульяновске 26 октября 1947 г., выпуск ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ был прекращен к 1951 году, вскоре после снятия их с производства в Горьком. К этому периоду относится еще одна ульяновская разработка. На октябрьской демонстрации 1949 г. был показан грузовик УАЗ-300, а в 1950 г. он прошел дорожные испытания, показав хорошие результаты. Фактически, были представлена не одна, а три модели. УАЗ-300 – легкая модификация (до 1 т.), УАЗ-302 – тяжелая (до 1,5 т.), УАЗ-308 – полноприводная. На фото 2 – УАЗы-302 рядом с ГАЗ-ММ (справа) в ходе сравнительных испытаний. Давайте и мы сравним. Возможности автозавода тогда не позволяли наладить серийный выпуск таких машин, и в производство они не пошли. А жаль, очень прогрессивная была модель. В 1-ой половине 1950-х УАЗ находится в поисках «своего лица» и готовит производство к выпуску ГАЗ-69 и ГАЗ-69А. Горьковский завод, и без того загруженный, передал производство «козликов» Ульяновску. Первые их партии сошли с конвейера УАЗа в 1954 г., а в 1955-м началось массовое производство. Сначала комплектующие поступали с ГАЗа, вскоре был освоен полный цикл. С этого времени УАЗ перестал быть производителем грузовиков и начал официально специализироваться на выпуске легковых автомобилей повышенной проходимости. С 1956 г. ГАЗ-69 начал поставляться на экспорт, и к 1960 году его закупали более 20 стран.
И все же УАЗ стремится разрабатывать и выпускать собственные автомобили. Первые опытные образцы были собраны еще в 1955 году. А в 1958 начато серийное производство 1-ой самостоятельной модели Ульяновского автозавода: УАЗ-450 («Буханка»). На его базе создано целое семейство: «санитарка» (УАЗ-450А), микроавтобусы (УАЗ-450Б, В), грузовик (УАЗ-450Д), а также довольно необычные машины. Например, УАЗ-450П – седельный тягач с полуприцепом, УАЗ-450ЭМ – электромобиль. УАЗ-450, выпускавшийся до 1965 года, на то время был лучшим автомобилем своего класса в мире, не знавшим достойных конкурентов. С 1961 г. начался выпуск машин семейства УАЗ-451 – на базе УАЗ-450, но с одним ведущим мостом (4х2). Среди необычных модификаций следует назвать УАЗ-451С – экспериментальный снегоход с лыжами и резинометаллическими гусеницами. В 1966-68 г.г. автомобили семейства УАЗ-450 были заменены на соответствующие модели семейства УАЗ-452. Буквенные обозначения сохранились те же, но появились и новые модификации. УАЗ-452АС – санитарный автомобиль для Крайнего Севера, рассчитанный на морозы до 60 градусов (фото 9). УАЗ-452К – экспериментальный трехосный 16-местный автобус (1973 г.). Раз речь зашла о разного рода необычных моделях, следует упомянуть и экспериментальный снегоболотоход УАЗ-490 (492) с четырьмя гусеницами. Но его испытания в середине 60-х оказались неудачными.
ГАЗ-69 был, несомненно, для своего времени великолепным образцом внедорожного автомобиля. Однако, его концепция восходила еще к 40-м годам. К тому же гордость уже известного автозавода требовала сказать свое слово. Еще в 1959 году в Ульяновске началась разработка автомобиля, который должен был прийти на смену ГАЗ-69. Путь к серийному выпуску УАЗ-469 длился более 10 лет. В большинстве источников говорится о первых государственных испытаниях ульяновского вездехода в 1964, а то и 1965 году. Не совсем так. На фото 5 мы видим УАЗ-469 в ходе гос.испытаний, проводившихся на Памире в 1962-63 г.г. В 1964 и 1966 состоялись повторные испытания. Испытания показали необходимость доработки двигателя (УМЗ-451), подвески, мостов. Все это потребовало немало времени. К тому же, Министерство обороны не было готово отказаться от проверенного временем ГАЗ-69. Последние испытания, показавшие полную готовность и высокий технический уровень УАЗ-469, состоялись весной 1972 года. А 15 декабря 1972 года с конвейера Ульяновского автозавода сошли первые серийные вездеходы (фото 3). Необходимо отметить, что это был автомобиль исключительно для использования в армии и других силовых ведомствах. Выпуск упрощенного «гражданского» УАЗ-469Б начался в 1973 году, а о продаже этих автомобилей в личное пользование в те времена и речи не могло быть. Были и другие модификации: УАЗ-469П – почтовый, УАЗ-469БГ – медицинский и др. Производство автомобилей под индексом УАЗ-469 продолжалось до 1985 года, после чего они получили наименования УАЗ-3151 и УАЗ-31512 (УАЗ-469Б).
18 февраля 1974 года в истории Ульяновского автозавода произошло знаменательное событие. С конвейера сошел миллионный автомобиль, которым стал УАЗ-452 (фото 4). УАЗы не раз ставили рекорды выносливости и проходимости, прошли многие испытания в самых разных экстремальных условиях. Вспомним только некоторые. Уже упоминалось об испытаниях опытных образцов УАЗ-469 на Памире в 1962-63 г.г. (фото 5 и фото в комментарии к нему). Еще недоработанные машины прошли тогда сложнейший маршрут протяженностью более 9 тыс. км. В 1973 г. группа журналистов на двух УАЗ-469 проехала 40 тыс. км по маршруту Москва – Магадан – Москва (фото 6). После этого во многих изданиях появились восторженные отзывы об ульяновских вездеходах. В последнее время не раз упоминалось о восхождении трех серийных, без всяких специальных приспособлений, УАЗ-469 по склону Эльбруса на высоту 4200 м. в 1974 г. (фото 7). Повторить этот рекорд смог только «Лендровер» в конце 90-х. Не раз проводились испытания УАЗов в условиях пустыни: пробег через Сахару в 1975 г. (фото 8), через Каракумы в 1979-м (фото 10). В 1960х – 1970х г.г. проведен ряд испытаний машин в северных условиях, в т.ч. спецавтомобилей для Крайнего Севера (фото 9). Перечень, конечно, далеко не полный.
На этом завершим обзор серийных автомобилей УАЗ. Более поздние модели – уже другая история. Все же не могу не упомянуть о некоторых экспериментальных разработках, не попавших в производство. С 1976 г. велась разработка плавающего автомобиля – амфибии, и к 1980 г. было изготовлено 4 опытных образца УАЗ-3907 «Ягуар». Машины успешно прошли испытания в самых разных условиях, до 1989 г. создано еще несколько образцов разных модификаций (по некоторым источникам всего 14). Амфибия была необычайно востребована, и не только военными, но потом наступили 90-ые…
В 1978 г. был выпущен опытный электромобиль УАЗ-3801 на базе УАЗ-451, работавший на переменном токе. Теперь большинство электромобилей используют переменный ток, тогда же это было новшеством. Машина положительно себя зарекомендовала, и до 1985 года изготовлено около 100 электромобилей. Почти все были отправлены в Москву, где долго и успешно работали.
В 1982 г. были представлены концептуальные модели УАЗ-3170 и УАЗ-3171, которые должны были прийти на смену 469-му. После многочисленных доработок на их основе в 1991-м появился многоцелевой автомобиль УАЗ-3172. Успешно прошел гос.испытания в 1993 г., но в итоге проект похоронили. Часть наработок использована в «Патриоте».
В середине 80-х Ульяновский автозавод участвовал в программе создания 1,5-тонного грузового фургона, результатом которого стал УАЗ-3727, не имевший в то время аналогов в стране (1987 г.). Надо сказать, УАЗ не был особо заинтересован в этой модели, а многие ее характерные особенности позже нашли воплощение в «Газели». Не приводил в подборке фотографий экспериментальных разработок УАЗа, можно как-нибудь сделать отдельный сюжет.
Опытный УльЗИС-253 перед автопробегом Ульяновск – Москва. 1940-ые годы. Источник: chronograph.livejournal.com / музей истории УАЗ.
Испытательный пробег автомобилей УАЗ-300 (302) и ГАЗ-ММ. 1950 год. Источник: chronograph.livejournal.com / музей истории УАЗ.
Начало серийного выпуска УАЗ-469. 1972 год. Источник: automuseum-chehov.com / музей истории УАЗ.
Миллионный автомобиль сходит с конвейера Ульяновского автозавода. 1974 год. Источник: chronograph.livejournal.com / музей истории УАЗ.
Государственные испытания автомобилей УАЗ-469 на Памире. Маршрут: Ульяновск – Аральск – Ташкент – Ош – Хорог – Душанбе – Ашхабад – Баку – Волгоград – Ульяновск (9200 км). 1962-1963 год. Источник: uaz.ru/company/75.
Автоэкспедиция московских журналистов на 2-х автомобилях УАЗ-469 по маршруту Москва – Магадан – Москва (4,5 месяца, 40 тысяч км). 1973 год. Источник: uaz.ru/company/75.
Восхождение трех стандартных автомобилей УАЗ-469Б по склону Эльбруса на высоту 4200 м. 1974 год.
Автопробег автомобилей УАЗ-469Б по Африке: из Туниса в Нигер через Сахару, 11000 км. 1975 год. Источник: uaz.ru/company/75.
Испытания в Якутии автомобиля УАЗ-452АС для Крайнего Севера (1,5 месяца, 12000 км). 1976 год. Источник: uaz.ru/company/75.
УАЗы в Каракумах. Пробег колонны УАЗов разных моделей по маршруту: Москва – Горький – Ташкент – Каракумы – Баку – Тбилиси – Ростов-на-Дону – Харьков – Москва (более 10000 км). 1977 – 1979 г.г. Источник: uaz.ru/company/75.
бывалый
Хорошая машина УАЗ – проходимая и неприхотливая. Машина известная в Союзе и за рубежом. “Буханку” в Японии очень уважают и покупают до сих пор. Вот вам и японцы с их Тойотой и Мицубиси. Спасибо всем работникам УАЗа и ветеранам автозавода за ваш труд!
kioto
Не выдумывай, никому она в Японии не нужна, зачем врать. Если на территории Японии есть какое то количество УАЗов это не значит, что его уважают и покупают, он нахрен никому не нужен…
Уаз это воин и трудяга,лесник и геолог,медик и полицейский
Отличный репортаж! В моей книге УАЗ выпушенной в 1970 году, есть фото с подписью 469-й уазик штурмует песчаный бархан в Каракумах в 1959 году! Значит до конвейера он шел видимо с 1956 года от ватмана, до конвейера декабрь 1972 года -16 лет!Как сложилась судьба Ульяновских звёзд Ю.Булагина,В .Дунаева,В.Хоружа? Почитать бы их вспоминания.Где сейчас эти председатели бесед? Или интерьвью.Это же наиценейщий материал, из Сахары и Памира!Читал в интернете аналогичные воспоминания механика испытаний в Каракумах двух нив и 2х-вазовских шестёрок в 1974 году.Это вестерн!Почти как каракумский пробег 1933 года!А 469-й на редукторах – красава,эталон элегантности и красоты!В третьем продолжениии разместите цветные фото каждого экземпляра Уазовского музея ну комментариев под каждым желательно.Это наша настоящая исория.И это не ведро с болтами, как некоторые пренебрежительно пишут.А как он вытаскивал Лендроверы на тросу!ЭТО УАЗ!Самому приходилось ходить на ним и в Каракумах, и вплавь по горным речкам в их разлив, и по козьей тропе с огромным перегрузом на 1-й пониженной на горный пятачок.Спасибо пишите!
kioto
Интересно сравнить, как сейчас УАЗ себя покажет в таких серьезных испытаниях. В современных испытаниях 21века добавилось испытание на безопасность и тут у УАЗа беда….
Аноним
спасибо за репортаж!
Уаз это воин и трудяга,лесник и геолог,медик и полицейский
В смысле моей,это то что я её купил в вое время школяром.Это книга выпушенная типографией “Ульяновская правда” трудавторского сборника воспоминаний ветеранов УАЗа всех производств и ИТР с испытателями к 100 – летию со дня рождения В.И.Ленина. Голубенького цвета с обложкой и чайкой левом нижнем углу, на простенькой жёлтоватого цвета бумаге. Тираж 10 тыс.экземпляров.Этой книге в этом году уже 46 лет,а уазу 469-если он появился на кроках в 1956-м то 60 лет! В этом году ему как рабочему человеку уже пора на пенсию .Но он в качестве Хантера как современный пенсионер все ещё подрабатывает Шагат по жизни вместе со всем народом,не аристократ точно.
Кизяк – ряженый клован
Поцыки, а кто такой Brandergofer ?
Rfkbybycrbq
Это К –ский. Псевдоним полковника спецназа. “Смотрит” за вашей и ещё 2 губерниями. Но это возможно просто бред, неправда, шутка и блеф. Хорошо если я ошибаюсь.
Наша машина – русская!
69-й был уже в 40 годах… страна была помешана на экономии и унификации.Газ 69 -двигатель 52 л.с. от “Победы”,коробка передач от “Победы”,трёхскоростная с 1-й 3,12 это “Волга” могла по асфальту трогаться.НО конечно раздатка 2,34 против с современного патрика О.46 и 1,90, это что то-тигр если бы силёнки были не победовские.И маленький, даже мне школьнику там было тесновато.У взрослых колени за рулём торчат как будто они едут на детском автомобтле.На срочной службе сам такой водил с хим оборудованием,в 30-ти радусный мороз в ДВО положишь банки с гречкой на на выхлопные коллекоторы под капот. И уже снимай деликатес Скопинской тущёнки!