Вступил в полную силу закон о гектаре – каждому, когда любой гражданин Российской федерации может бесплатно получить один гектар земли на Дальнем Востоке. Если Вы молоды или были бы молоды, взяли бы такой участок?
Если не взяли бы, то почему?

Виктор Григорьевич:
– Я хорошо знаю Дальний Восток, работал там – в плавание ходил. Хорошие земли там – около воды и те, что недалеко от населенных пунктов. Наверняка не всем достанутся, все лучшее уж, наверное, разобрали. А если далеко от городской инфраструктуры? Помню, был у нас огород по молодости – 30 соток плюс приусадебный участок – в Тимерсянах. Конечно, нелегко обрабатывать эту землю. Поэтому, будучи молодым человеком, я бы ни за что не взял этот гектар: как бы я использовал этот участок? Пожилым людям начинать жить с нуля на чужбине тоже не советую.

Хайретдинов, Ленинский район:
– Нет! Во-первых, у нас семь месяцев зима, поэтому никакой отдачи от земледелия нет, одни расходы. Во-вторых – ну, взял я гектар, и что там делать? Нет дорог, электричества, газа, воды, канализации, нет заправок, негарантированное земледелие, нет ремонтных баз, запчастей, снабжения, сбыта. Сейчас сельские жители бросают свои сотки, покупают яйца в городе… В-третьих, это земля! На ней нужно работать 25 часов в сутки и круглый год. Ни отпуска, ни отдыха. А какая женщина согласится на грязный халат круглый год?! И без связи с внешним миром остаться! Необходимо же поступать по примеру освоения целинных земель. А вот кто предлагает такое переселение, тот пусть и покажет пример. Да еще есть неприятный момент – начнется перепродажа. А рядом – китайцы…

Виктор Федорович:
– Нет, не взял бы. Когда осваивали целину, это было движение, за которым стояла страна. Сегодня -совсем другое. Это просто клич, бросок в атаку с шашками наголо. И это в то время, когда у нас под боком зарастают бурьяном поля. Ни один закон у нас в стране сейчас не работает нормально. Переселенцы будут брошены и забыты, как забыты сейчас пенсионеры. Зато миллионы влиты в строительство стадионов к первенству мира (которое, впрочем, может быть проигнорировано в самую последнюю минуту). Так что призывы к переселению на дальневосточные земли – всего лишь популизм властей.

Александр Болонкин:
– Ну вот приедет человек на место, ему показывают участок – вот он ваш. О дальнейших шагах новоселов – ни слова. А ведь там плотность населения – 1 человек на квадратный километр. Возникает множество проблем: строительство дома, сарая, коровника и тому подобное, раз уж сельским хозяйством заниматься. Без машин с такой плотностью населения – невозможно. Магазины – за десятки километров будут, возникает очередная проблема – с обеспечением продуктами и другими необходимыми для жизни вещами. Но чтобы заняться бизнесом, одного гектара мало, надо докупать землю. Кадастровые работы – это тоже время и деньги. Все это я проходил и знаю не понаслышке. Неслучайно многие сейчас бросают землю. Вопрос: есть ли смысл сейчас перебираться за тридевять земель? У меня знакомый несколько лет уезжал в те края на заработки и быстро вернулся – очень жизнь там дорогая.

Александра:
– Дальний Восток – предел моей мечты! Но не тот, который нам предлагают сверху, конечно. Я далека от сельского хозяйства. Но Владивосток… Говорят, кто туда попадает, тот уже не хочет ничего другого. Очень цивилизованный город и не испорчен приезжими, всякими случайными людьми, как, допустим, Питер или – особенно – Москва. Там красивая природа, океан, городская архитектура. Может, идеализирую, но Ульяновск мне совершенно не мил.

Георгий Кранцев:
– Ну что такое гектар? Уехать, все бросить, делать вложения денежных средств непонятно во что. Да нерентабельное дело, точно знаю. Нет уж, будем, видно, здесь существовать. Хотя бы знаешь, что завтра тебя ждет. А так, в принципе, и здесь ничего хорошего нет. Ну ни-че-го-шень-ки! Да и где гарантия, что там нас не кинут?

Владимир Леонтьевич, 70 лет:
– Это афера. Не понимаю, как можно все бросить и уехать в такую даль?

Сестры Зайцевы:
– В 20-м году наш дед переехал из Рязанской области на Алтай, тоже не близко. Тогда обстоятельства так сложились. У него мельница была, вот и попал под раскулачивание. Но трудолюбивый был человек, золотые руки. Обеспечил свою семью. Так что везде жить можно. Лишь бы налогами не задушили. Но про это в законе – ни звука.

Нина Николаевна Драголюб:
– Считаю это маниловщиной или еще хуже. Нас все время обманывают. Приватизировали квартиры, думали, собственниками станем. Только проблем нажили. Ремонт, обслуживание, ОДНы… Не верим больше.

Николай Николаевич:
– В России много заброшенных земель, в том числе у нас в области, в радиусе 15 верст от Ульяновска. Никому не нужны, зарастают лесом. Отдайте бесплатно людям, и не придется возить помидоры из Армении и Турции. А то их цена пенсионерам не по карману.

Записала Елена ЗЫКИНА