Предыдущая публикация цикла
Мы продолжаем цикл краеведческих публикаций по книге о культовой архитектуре нашего края авторов Сергея Шаповалова и Радия Губайдуллова – “Исторические храмы Симбирского-Ульяновского края”. Ее первый том – “Недействующие храмы” – вышел в 2011 году ограниченным тиражом. Сегодня мы публикуем главу, посвященную церкви в честь Рождества Христова в селе Городищи Инзенского района
гор1
Церковь в селе Городищи является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) регионального значения – «Церковь в честь Рождества Христова (православный приходской трехпрестольный храм)», начало XX века. (Решение исполнительного комитета Ульяновского областного Совета народных депутатов от 12.02.1990 № 79 («Церковь»); Распоряжение Главы администрации Ульяновской области от 29.07.99. № 959-р.).

гор2 гор3

с. Городищи при рч. Медведке.
Храм деревянный, без колокольни, построен прихожанами в 1898 г. на месте прежняго, существовавшего с 1782 г. Престол в нем в честь Рождества Христова. В 2 вер. от села есть каменная часовня. Церковной земли: 2 дес. усадебной и 66 дес. пахотной и сенокосной. Причт состоит из священника и псаломщика. Дома для священника и псаломщика общественные. Жалованья от казны: священнику 300 р. и псаломщику 100 р. Прихожан: в с. Городищах (н. р.) в 194 двор. 611 м. и 651 ж.; в дер. Налитове (при рч. Пенаурке, в 3 вер.; н. р.) в 92 двор. 296 м. и 327 ж.; всего в 286 дв. 907 м. и 978 ж. Церк.-приход. попечительство открыто в 1893 г. Школ две: в селе земская и в дер. Налитове школа грамоты (с 1891 г., помещается в собственном здании). Ближайшия села: Аргаш в 6 вер., Аксаур в 8 вер. и Валгусы в 7 вер. Расстояние от Симбирска 156 вер., от Карсуна 70 вер., от Аргашского волост. правл. 6 вер. Почтов. адрес с. Аргаш.
Баженов Н. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года. – Симбирск, 1903.

гор4
Село Городищи расположено на речке Медведке, одном из притоков реки Аргаш, в 22 км к северо-западу от Инзы. Раньше село относилось к Карсунскому уезду Симбирской губернии. Основано в XVII веке на месте древнего укрепления — городища, откуда и происходит название села.
В списках населенных мест, по сведениям 1859 года, значится село Городищи при речке Медведке, между рекой Сурой и дорогой на пригород Аргаш. В селе тогда было 105 дворов удельных крестьян, церковь. В 1913 году в Городищах было 248 дворов и 1603 жителя, лесопильный завод, 3 мельницы. Среди крестьян села были пильщики, сапожники, лапотники,
мастера по изготовлению крестьянских саней. В 1996 году население села составляло 215 человек, преимущественно русские.
Местный священник, наблюдавший за ходом строительства церкви, сообщал, что в 1900 году при копании рвов под фундамент нового храма были найдены человеческие костяки и «много металлических и стеклянных принадлежностей мордовского костюма». Вероятно, церковь была поставлена на месте старого мордовского кладбища. Проект церкви, по
словам местных жителей, был прислан из Самары. Подтверждает эти сообщения облик церкви Покрова Божьей Матери, построенной в 1889–1895 годах в селе Чердаклы, раньше относившемся к Самарской губернии (сейчас посёлок Чердаклы, центр муниципального образования «Чердаклинский район»). Разрушенная в 1958–1960 годах Чердаклинская церковь имела почти идентичное Городищенской церкви архитектурное решение: незначительно отличались только колокольня и некоторые детали декоративного оформления.
гор5

гор6
Сохранившиеся архивные материалы по Чердаклинской церкви дают представление и об особенностях Городищенской церкви.
17 августа 1889 года Указом Самарской Духовной консистории была разрешена постройка каменного с пятью куполами храма с каменной колокольней на 1500 мест в Чердаклах.
О строительстве храма сохранилось немало документов. Вот один из них: «Предполагаемая к постройке каменная церковь рассчитана на 1100 человек вместимостью и в зимнее время будет отапливаться. Другое место, предполагаемое на плане для молящихся, имеет форму квадрата 9 сажень в стороны, считая по наружным стенам, к которым с северной и южной стороны примыкают два полувосьмигранных пристроя, предназначаемые для алтарей, и с западной стороны прямоугольник, играющий роль паперти, с лица которой примыкает колокольня с главным входом и с боков две галереи с входными часовнями. Паперть эта снабжена тремя выходными дверями, открывающимися наружу, так что давки при скоплении народа у выхода не предвидится. Ход в колокольню предполагается устроить посредством каменной о двух маршах лестницы, которая выйдет поверх потолка колокольни из сводимых на рельсах, дальнейшее передвижение к колоколам будет устроено лестницами чугунными по стенам внутри колокольни. Вышеупомянутый основной квадрат плана подразделен в свою очередь на большой средний, на котором водрузится главный купол; к углам его примыкают четыре малых квадрата с таким же количеством малых каменных главок, промежутки же между ними заполнятся 4 прямоугольниками с открытыми арками для соединения всех этих частей между собой в одно целое, предназначаемое для помещения молящихся. Четыре малых главы будут глухие, средний же купол будет открытым, снабженным восемью окнами для освещения внутренности храма…». [ГАУО. Ф. 134, оп. 12, д. 148.]
20 сентября 1895 года состоялось торжественное освящение храма. Церковь двухпрестольная, во имя Покрова Богородицы и святого Николая Чудотворца.
Строительная комиссия сообщала: «Работы по сооружению храма состояли в следующем: купол колокольни покрыт белым железом, карнизы – черным; внутри колокольни сделаны помосты и лестницы < ...> Над настоящей колокольней водружены кресты, обтянутые латунью и золоченым червонным золотом, над большими и маленькими башенками также водружены кресты, крытые латунью, бронзированные. Сделаны три входные крыльца. Внутри церкви общекотурены стены в трапезной и устроены хоры для учащихся детей. Поставлен новый иконостас, украшенный приличной резьбой, и в него вставлено 30 новых икон – разной величины – живописной работы и позолочены. Солея обнесена железной бронзированной решеткой. В алтарь поставлены три новых престола и три жертвенника…» [ГАСО. Ф. 32, оп. 16, д. 195, л. 53–53 об.].
Городищенская церковь прослужила меньше трёх десятилетий и была закрыта в 1931 году в период богоборчества. Старожилы рассказывают, что сброшенный с колокольни колокол-баритон разбивали перед отправкой на переплавку двухпудовой гирей – сначала пополам, затем на четвертины и на восьмушки. Смотреть на это пришли только несколько человек. У каждого из участников варварского разрушения церкви судьба сложилась несчастливо…
гор7 гор8
В 1970–1980-е годы в церкви размещался склад зерна колхоза имени XXIV съезда КПСС. Сейчас церковь находится в запустении. Массивная каменная церковь, расположенная в центре села, окруженного залесёнными холмами, имеет симметричную продольно-осевую композицию. К пятиглавому, крестообразному в плане храму с востока примыкает гранёная апсида. Северная и южная стены храма имеют аналогичные апсиде полувосьмигранные выступы. С запада к храму последо-
вательно примыкают широкий прямоугольный в плане притвор с двумя крыльцами-папертями с боков и четырёхъярусная колокольня с главным входом, состоящая из постепенно убывающих двух четвериков и двух восьмериков. Впечатление пластического единства церкви достигается не только компактностью её композиции, но и небольшой разницей высоты
колокольни и храмовой части. Объём храма имеет ярусное построение. Центральный купол на восьмигранном, прорезанном арочными окнами барабане окружен боковыми купольными главами, восьмигранные барабаны которых поставлены на
мощные шестигранные основания, декорированные полуглавиями. Ярусная композиция храмовой части поддерживается купольными завершениями папертей, расположенных с южной и северной сторон церкви. Боковые входы, решённые в виде небольших квадратных в плане объемов с купольными завершениями, были соединены с основным объемом
храма наклонными крытыми галереями. Подобное оформление папертей вызвано желанием зодчих придать западному фасаду церкви эффект ярусных, убывающих к верху форм.
Главный (западный) фасад церкви строго симметричен. Перекрытые куполами паперти зрительно фланкируют стройную колокольню. Второй ярус куполов образуют боковые главы храма. Центром пирамидальной композиции главного фасада являлась купольная глава колокольни (утрачена).
Основной строительный материал церкви — красный кирпич (25x12x6 см). Из дерева сделаны полы, перекрытия колокольни,
двери, оконные переплёты, стропильная система. Из белого камня выложена нижняя часть цоколя. Из железа сделаны кованые кресты и оконные решётки, покрытие кровли и внутристенные связи.
Основные габариты церкви 40,5 х 31 м.
Живописность, многообъёмность и цельность объемно-пространственного решения церкви подчеркивается декором фасадов, выполненных с применением фигурной кирпичной кладки. Основная часть храма и притвора обработана ленточным рустом. Нижняя часть цоколя выложена из белого камня. Объединяющим мотивом основных объёмов церкви служат горизонтальная тяга и пояс ширинок по низу стен, а также широкий карниз с поребриком по верху стен храма, притвора и первого яруса
колокольни. Центральный барабан декорирован широким фризом.
Оконные проемы арочной формы, отмечены архивольтами, опирающимися на колонки с базами и капителями. Прием закрепления углов колонками используется в декоре второго яруса колокольни и папертей.
Характерное для русской архитектуры рубежа XIX–XX веков применение крупных элементов декора нашло отражение в мотиве крестов, украшающих основания боковых барабанов и грани третьего яруса колокольни, а также в мотивах кругов над окнами южного и северного фасадов. Вертикализм центрической композиции в интерьере выражен сильнее, чем в облике фасадов. Внутреннее пространство храма имеет ярусное построение: от низких угловых частей к центральному пространству.
На четыре крещатых столба и на пристенные пилоны опираются подпружные арки и паруса, несущие своды. Центральная часть храма перекрыта купольным сводом по восьмигранному световому барабану. Остальное пространство храма перекрыто 8-ю крестовыми сводами. Апсида и аналогичные ей гранёные выступы перекрыты сомкнутыми сводами.
Замечательный эффект залитого светом, льющимся из больших окон, восьмигранного барабана (боковые главы глухие) и мягкого полумрака крестообразных частей, освещенных узкими и высокими окнами, создает торжественную атмосферу парения центральной части храма. Внутри церковь оштукатурена. Столбы и пилоны поставлены на ступенчатые цоколи. По верху стен проходит несложный карниз. Мотив наружных тяг по верху цоколя повторяется на том же уровне в интерьере
храма, прослеживаясь на стенах, столбах и пилонах.
гор9 гор10

гор11

гор12

гор13

гор14

гор15

гор16

гор17

гор18

гор19

гор20

гор21

гор22 гор23

гор24

гор25 гор26

гор27

гор28

гор29

гор30

Следующая публикация цикла