Ульяновские транспортники – и муниципальные, и частные – сетуя на бедственное положение, в один голос требуют повышения стоимости проезда в трамваях и маршрутках для горожан до 10 и 14 рублей соответственно.
В конце минувшей недели о положении дел в городском общественном транспорте поспешили рассказать СМИ одновременно МУП «Ульяновскэлектротранс» и крупнейшее объединение коммерческих перевозчиков «Наш город». Муниципальное предприятие постаралось донести свою тревогу по поводу роста тарифов на электроэнергию. С 1 января 2010 года увеличится сам тариф, изменятся якобы и условия ее покупки – еще большую часть предстоит покупать по более высокой рыночной цене. Не менее сложная проблема – изношенность подвижного состава. Полностью выработали свой ресурс 76 процентов трамвайных вагонов и 98 процентов троллейбусов. Два этих фактора и послужили основанием к тому, чтобы МУП «Ульяновскэлектротранс» смогло добиться повышения стоимости проезда в трамваях и троллейбусах на 2 рубля ! до 10 рублей за одну поездку. Однако даже такая цена транспортной услуги, уверяют электротранспортники, не покроет всех затрат.
Подсчитано, что в 2010 году себестоимость перевозки одного пассажира будет составлять 14,5 рубля.
Аналогичный показатель представило и объединение коммерческих перевозчиков «Наш город». Интересно, что он оказался ниже. Себестоимость услуги по перевозке пассажира в маршрутном такси по типовому маршруту «Север – Засвияжье» составляет 13,17 рубля. С нынешних 11 рублей (по правому берегу) за поездку цена определенно вырастет, но насколько? По словам главы «Нашего города» Виктора Сидоренко, сегодня проезд в маршрутке должен стоить 16 рублей: «При такой цене коммерческий транспорт мог бы спокойно работать, не страдая от сезонных потерь, постепенно обновлять подвижной состав. Но мы понимаем, что платежеспособность ульяновцев очень низка, поэтому считаем оптимальной ценой проезда 14 рублей».
! Рост тарифов на городской транспорт безнадежно отстает от роста затрат на его эксплуатацию, – говорит Сидоренко. – При таком подходе долго коммерческий транспорт не протянет. Мы посчитали: с 2002 года рост стоимости проезда в маршрутках составила 157 процентов, тогда как рост эксплуатационных затрат в среднем составил 670 процентов, или в четыре раза больше.
Полномочиями по установке тарифов на транспорт владеет региональное министерство экономики. Прежде каждый раз при требовании частных перевозчиков увеличить стоимость проезда между сторонами разгорался спор. Чиновники требовали от маршрутчиков экономического обоснования затрат на свои услуги.
Недавно его подготовили, однако минэкономики области представленные расчеты не устроили. По словам Сидоренко, для чиновников главным критерием определения стоимости проезда сейчас являются не фактические затраты транспортников, а определение доли транспортных расходов в среднемесячном доходе населения.
По рекомендациям горожанин не должен тратить на проезд в автобусах и трамваях больше пяти процентов своего дохода. Следуя этой логике, можно рассчитать и рекомендованную стоимость проезда для ульяновцев. По данным Ульяновскстата, средняя ежемесячная заработная плата за сентябрь 2009 года (последние данные) в Ульяновской области составила 11965 рублей. По нормативу человеку ежемесячно полагается совершать 52 поездки на транспорте. Получаем формулу: 11965 x 5% : 52 = 11,5.
Исходя из этих расчетов, можно предположить, что с нового года стоимость проезда в маршрутках разрешат поднять до 12 рублей.
Вадим ПИЛЮКОВ.