Автор: Екатерина Новицкая
На минувшей неделе мы чествовали покорителей неба. Прошедший в выходные традиционный авиасалон «Ульяновск-2009» был призван стать живой иллюстрацией наличия в нашем регионе хорошего потенциала для реализации программы развития гражданской авиации. Основные мероприятия зрелищной программы состоялись в Новом городе, на рулёжной дорожке ЗАО «Авиастар-СП».
С утра в эту сторону, к специальной площадке, потянулись колонны зрителей. Большинство пришедших намеревались не без пользы и интереса провести один из оставшихся летних выходных. Первыми перед зрителями выступили авиамоделисты и парапланеристы, уступившие сцену, в которую превратилось небо над городом, пилотам самолётов малой мощности. Кроме того, в программу праздника входили показательные выступления спортсменов-парашютистов, купольная акробатика, демонстрация различных типов парашютной техники. Весьма бурное оживление у собравшихся вызвало выступление разведроты 31-й ОДШБр. Но главными героями праздника, безусловно, стали тяжёлые самолёты «Ту-204» и «Ан-124 «Руслан», проход которых стал кульминацией воздушного шоу. Ещё бы, ведь эти гиганты, практически как древнегреческие Атланты, должны утвердить на своих плечах чуть ли не всю экономику Ульяновской области! Таковы, во всяком случае, надежды и чаяния регионального правительства. Увидим ли мы сошествие этих Атлантов на Землю и станут ли для ульяновцев сказочно красивые истории явью?
В нашем городе праздничные мероприятия, посвящённые Дню Воздушного Флота, проходили целых три дня. Как уверяют власти, эти мероприятия знаменуют собой стартовую точку, которая должна отметить эпоху начала пребывания Ульяновска в ранге одной из авиационных столиц России.
Выучим лётчиков
Первым из них стала всероссийская конференция «Воздушные перевозки в РФ», в которой принял участие замминистра транспорта РФ Валерий Окулов. Местом проведения подобного мероприятия Ульяновск стал не случайно: судя по громким заявлениям властей, в неопределённом, но позитивно окрашенном будущем нашему городу предстоит стать одним из важных оплотов отечественного самолётостроения. На конференции губернатор Сергей Морозов озвучил стратегию развития региона, основанную на реализации проектов в сфере гражданской авиации. По словам главы правительства, именно на реализации этих проектов и будет строиться в дальнейшем социально-экономическое развитие нашей области.
– Мы должны стремиться завоевать лидирующие позиции в отдельных секторах или восполнить те пробелы на авиационном рынке, где Россия до недавнего времени практически отсутствовала, – заявил губернатор. – В частности, завоевать лидирующие позиции в мировой грузовой авиации. Наш завод «Авиастар-СП» должен стать головной площадкой для строительства грузовых самолётов Ил-476 и возобновления производства уникального лайнера АН-124 «Руслан».
Для воплощения этих благих целей правительством совместно с ЗАО «Авиастар-СП» и ОАО «ОАК» была разработана «Комплексная программа по привлечению, подготовке и закреплению персонала на предприятиях авиастроительного комплекса Ульяновской области на 2008-2011 гг». Этот документ призван стать базовой составляющей системы эффективного управления подготовкой квалифицированных рабочих и специалистов на предприятиях авиастроительного комплекса.
По мнению отцов области, наш регион также имеет большой вес в решение кадровой проблемы в масштабах страны как в авиастроении, так и в сфере гражданской авиации.
– Глубоко убеждён, что для привлечения в авиационную отрасль юноши и девушки должны, как в 30-40-е годы, по-настоящему заболеть авиацией, – так озвучил эту мысль губернатор. – И это, на мой взгляд, задача российского масштаба, в решении которой должны принимать участие все предприятия и организации гражданской авиации.
После утверждения упомянутой программы было объявлено, что началось создание ресурсного центра авиастроительного профиля. Предполагается, что на его базе будет обеспечена подготовка рабочих и специалистов для ЗАО «Авиастар-СП» в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Планируется привлечение ресурсов имеющихся в области двух профильных колледжей и трёх вузов, специалистам которых вполне под силу воплотить в жизнь задачу обеспечения авиаотрасли грамотными профессионалами. Мало того, в свете поставленной задачи в области разработан проект «Симбирские крылья», нацеленный на дополнение образовательных программ всех уровней, начиная с дошкольного, темами, связанными с авиацией и авиастроением. То есть прививать мечту о небе ульяновским малышам будут не дожидаясь, пока они самостоятельно возжелают подняться в горние выси.
Взлёт на крыльях авиации
Ещё одним направлением развития должна стать «интеграция усилий всех организаций по разработке, производству, испытаниям летательных аппаратов, их эксплуатации, модернизации, ремонту и техническому обслуживанию» и создание мощного авиационного кластера. Соглашение о создании консорциума «Научно-образовательно-производственный кластер “Ульяновск-Авиа”» было подписано в ходе конференции.
– Он должен стать не только самым высокотехнологичным сектором экономики, но и своеобразным локомотивом, который потянет за собой другие отрасли, – подчеркнул Сергей Морозов.
Придерживаясь общего для конференции весьма оптимистичного тона, Валерий Окулов отметил, что центр авиационной культуры в Ульяновске — явление вполне логичное и закономерное. Мол, для этого здесь и учебные центры, и научные школы имеются, а уж про производственные мощности и площадки и говорить нечего.
Сказанное, однако, не означает, что в рамках созданного консорциума будут использоваться лишь мощности нашего региона. Предполагается, что равную долю в его работу будут вносить все его 19 членов, принимавших участие в конференции и заверивших бумагу своими подписями. По словам министра промышленности и транспорта региона Вильдана Зиннурова, создание в регионе авиационного кластера должно привести к тому, что к 2012 году доля производства авиационной техники и авиакомпонентов в составе ВРП (валового регионального продукта) должна составить 12%, (20 млрд. рублей). На данный момент эта цифра равна 5,5% (12 млрд.). Количество предприятий, работающих в сфере авиастроения и производства компонентов, должно возрасти до 100 (в настоящее время таких предприятий в регионе около 65). Занять в этой сфере планируется более 20 тысяч человек (ныне 16 тысяч).
Произошедшие изменения должны поднять финансовое благосостояние на небывалую высоту. Планируется, что налоговые отчисления в региональный бюджет должны возрасти до 2 млрд. рублей (на данный момент эта сумма составляет 800 млн. ежегодно). А ЗАО «Авиастар-СП» должен выйти к 2012 г. на уровень производства 20 самолётов ТУ-204 в год и освоить-таки долгожданный выпуск самолётов транспортных.
На данный момент уже определены основные этапы реализации работы кластера. Первый пункт – налаживание партнёрских отношений между всеми заинтересованными сторонами, создание всякого рода контролирующих и аккумулирующих организаций таких, как наблюдательный совет и управляющая компания, долженствующих налаживать региональную и межрегиональную производственную кооперацию участников консорциума. Вторым этапом запланировано ещё более расширить партнёрскую сеть в сфере авиапрома, включив в неё головные производственные организации (например, ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация», включающую ряд головных организаций отрасли таких, как ОАО «Туполев»).
Озвучиваемые преимущества работы этой программы (помимо названных, в их число входят и дополнительная занятость с высоким уровнем оплаты труда как минимум для 15 тысяч ульяновцев, следствием чего должно стать введение в эксплуатацию дополнительно не менее полумиллиона квадратных метров жилья) безусловно хороши. И как же хочется увидеть наш регион взлетающим к небывалым высотам на крыльях стальных машин! Может быть, и правда, в кои-то веки, как по неписаному закону, сбудется хоть часть обещаного? И мы с вами сможем стать свидетелями создания “передового, высокотехнологичного и конкурентоспособного сектора экономики, который выступит локомотивом экономики региона”?