Глава города Дмитрий ВАВИЛИН считает, что у нашего муниципалитета есть огромный потенциал, который будет наиболее востребован в начавшийся сегодня период активного импортозамещения.

Спустя год после конкурсного отбора на замещение должности Главы города поговорили с первым лицом города о смене кадров и реструктуризации управления. По просьбе читателей задавали вопросы о большом количестве заместителей, ремонте сетей и борьбе с маршрутками.

– Дмитрий Александрович, прошел год с момента, когда вы фактически приступили к исполнению обязанностей Главы Ульяновска. Напомним для наших читателей, что в июне прошлого года Сергей Панчин по собственному желанию сложил с себя полномочия со словами: «Уступаю дорогу молодым». Управлению городом требовалось обновление. И действительно, первое с чего Вы начали, – это решение кадрового вопроса. На сегодняшний день в городской администрации сменились руководители практически всех ключевых направлений и муниципальных предприятий. Какие задачи Вы себе ставили и удалось ли их решить данными изменениями?

– Что касается ключевых позиций в администрации города, здесь я не соглашусь, что мы заменили всех руководителей. Как раз таки все остались на местах, мы лишь заполнили вакансии. Из новых, пожалуй, лишь Вадим Андреев, который занял ранее не существующее место – заместителя по внутренней политике.

Начальники управлений также практически все сохранили свои посты, за исключением направления по физкультуре и спорту, куда пришел новый руководитель. Можно сказать, что в администрации города мы приросли новыми кадрами, но не потеряли старые. А вот в муниципальных предприятиях действительно произошла смена руководителей. Это связано в первую очередь с тем, что предприятия требуют сегодня абсолютно нестандартного подхода к управлению. Накопленные долги привели к тому, что они просто-напросто вошли в предбан-кротное состояние. Чтобы вывести их из этой ситуации, компетенции прежних руководителей не хватает. По сути, пришедшие на смену новые директора муниципальных предприятий – это антикризисные менеджеры. И я реально так считаю, что и у городской власти, и у муниципальных предприятий уже на многие вопросы замылились глаза. Нужен свежий взгляд. Плюс по каждому предприятию сегодня нами подготовлены большие программы развития, а это тоже требует определенных компетенций, в том числе во взаимоотношении с региональными и федеральными органами власти. Считаю, что такая расстановка по кадрам на сегодняшний день оптимальна.

Из отчета Главы Ульяновска за 2021 год перед депутатами Ульяновской Городской Думы

– Помимо кадровых, произошли и структурные изменения. Многих горожан интересует, зачем потребовалось увеличивать количество замов, а также какой эффект принесло упразднение районных администраций, которые потеряли статус юрлиц?

– Это миф, что увеличилось количество замов. Заместителей как было 11, так и осталось. Временно на короткий период доходило до 12, но мы это исправили. То есть количество замов не изменилось, но я согласен, что это большая цифра, и мы смотрим, как в дальнейшем оптимизироваться. Однако, еще раз хотел бы подчеркнуть, количество руководящего персонала в администрации не увеличилось. Что касается районных администраций, эти изменения, что называется, подсмотрены в других административных центрах России. В стране примерно половина районных администраций имеют юрлицо, другая половина – нет. На мой взгляд, мы сохранили наши районные администрации как организационную структуру управления и всего лишь сняли с них излишнюю бюрократическую нагрузку, связанную с юридическим статусом. А полномочия все, какие были, остались. Это как раз пример проводимой нами внутренней работы по оптимизации затрат на обслуживающий аппарат.

– В своем выступлении в Гордуме во время конкурсного отбора на пост Главы Ульяновска Вы обозначили главные вызовы, стоящие перед нашим городом. И прежде всего – снижение численности населения из-за смертности и оттока молодежи. Между тем это общая тенденция по стране. Под силу ли отдельно взятому муниципалитету решить этот вопрос?

– Муниципалитету одному переломить эту ситуацию невозможно. Мы должны действовать только вместе с региональным Правительством, перед которым Губернатор поставил такую же задачу по сохранению жителей. Как пример – строительство новой поликлиники в Засвияжском районе. Эта мера напрямую направлена на сохранение здоровья граждан и увеличение продолжительности жизни. Здравоохранение – полномочия региона, но проблема – муниципальная. Мы же видим, что 4-я поликлиника там перегружена в 3-4 раза выше нормативов. Совместно с региональными властями удается решать проблему. Мы вышли с инициативой, подготовили необходимую документацию, выделили земельный участок под строительство, совместно с Правительством области провели работу по формированию и защите заявок.

Другой пример. Весь летний период мы формируем для молодежи насыщенную, яркую программу. Цель -показать молодым ульяновцам, что у нас есть где провести с пользой время, куда пойти и чем заняться. Каждый уик-энд наполнен какими-то событиями. Минувший Сабантуй, думаю, показал достойный федеральный уровень. Причем это мероприятие, опять же, плод совместной работы муниципалитета и регионального Правительства. Если мы и дальше сможем так же слаженно работать вместе, я уверен в успехе!

В этом году мы пошли на беспрецедентный для нас шаг. Впервые для выпускников 11-х классов сделали целевой набор в два вуза по направлениям «медицина» и «педагогика». По сути, уже в апреле они были практически зачислены. Что это значит? Имея на руках договор о целевом обучении, мы понимаем, что они не уедут учиться куда-нибудь в Москву, Питер или Казань, откуда, скорее всего, уже не вернутся обратно.

Еще один проект у нас сегодня в работе – промышленный туризм. Это большая программа, рассчитанная на школьников с 8-го по 11-е классы. Каждый из них посетит в течение учебного года минимум 3-4 наших передовых промышленных предприятия. Ведь многие даже не знают, что из себя представляет, например, сегодняшние «Авиастар» или УАЗ. Промышленный туризм поможет подрастающему поколению ульяновцев увидеть и убедиться, что у нас много достойных мест для приложения усилий, и не обязательно уезжать в другие города для поиска работы.

– В тройке основных проблем Ульяновска ранее Вы называли высокий износ инженерных сетей. Изменилось ли что-то сейчас?

– Ситуация не переломлена, к сожалению. Сети в городе изношены, и очень сильно. Между тем компания «Т Плюс» третий год успешно реализует программу по реконструкции тепловых сетей. Через два года такого состояния сетей, как в Ульяновске, мы не обнаружим ни в одном городе. У нас будет очень высокая доля новых сетей. За это направление у нас тревоги все меньше.

На восстановление сетей водоотведения и водоснабжения у города своих сил не хватает. И здесь мы возлагаем большие надежды на программу федерального Фонда ЖКХ. Планируем получить по ней порядка 5 млрд рублей в течение 3 лет на капитальный ремонт магистральных сетей. К квартальным перейдем чуть позже. Приоритет за трубопроводами, обеспечивающими огромную часть населения.

Меня очень вдохновило сделанное буквально на днях заявление Президента России, который дал поручение разработать комплексную программу по модернизации ЖКХ. Отрадно, что глава государства слышит регионы. Мы рассчитываем на федеральную поддержку и сделаем все, чтобы войти в данную программу.

– Повторяющаяся из года в год транспортная проблема. Реформа началась, но резкого улучшения и всеобщего ликования по этому поводу не видно. Почему?

– Транспортную реформу надо проводит не быстро, поспешность здесь ни к чему. Опыт других городов, где такая реформа уже состоялась, показывает, что героем стать за счет нее не получится. Это непопулярная история. Когда начинает корректироваться маршрутная сеть, всегда возникает недовольство граждан, привыкших к существующему порядку. Но без изменений этих не обойтись. Поэтому, чтобы не вызывать массовых возмущений, корректировка маршрутов будет производиться плавно в течение трех лет. Мы также понимаем, что часть жителей будет недовольна переходом с «Газелей» и «Фордов» на автобусы среднего и большого класса. В маршрутках ведь, как правило, передвигаются сидя, а в крупных автобусах уже придется где-то и постоять. И тут надо признать, что часть общества у нас не поддерживает переход с маршруток на автобусы. Это тоже проблема. Кроме того, часть перевозчиков потеряет свой бизнес. Довольных среди них тоже не будет. Опыт проведения транспортной реформы в других городах все это выявил. Нам тоже предстоит через это пройти, но сделать это надо с минимальными негативными последствиями в виде неудовлетворения как жителей, так и самих перевозчиков. Речь о владельцах, водителей это не касается, так как их уже сейчас катастрофически не хватает, и в будущем всем найдется работа на автобусах. Без водителей транспортную реформу не сделаешь!

– Говоря о сегодняшнем времени, невозможно обойти стороной тот факт, что произошли глобальные изменения, связанные с ухудшением экономической обстановки и санкциями. Пришлось даже экстренно вносить изменения в бюджет города, создавать резервный фонд и снимать финансирование с отдельных направлений. Как муниципалитет справляется с этими новыми вызовами и какие перспективы развития для Ульяновска Вы видите с их учетом сейчас?

– Действительно, в феврале мы не смогли запустить уже анонсированную программу модернизации уличного освещения. Но не отказались от нее совсем. Мы выждали момент, когда банковские ставки вернулись на позиции, какие были на конец января текущего года, и уже на этой неделе приступим к реализации программы модернизации уличного освещения Ульяновска. Потому что так, как сейчас работает уличное освещение, – не устраивает никого! Это, пожалуй, единственное глобальное направление в муниципальной политике, на котором отразились международные санкции, и то лишь отсрочив реализацию на пять месяцев, но не отменив совсем.

Сегодня Россией взят курс на глобальное импортоза-мещение. По сравнению с другими городами мы обладаем уникальным преимуществом. У нас мощная промышленная и научная школа. Ульяновск всегда считался крупным промышленным центром, и при реализации программы импорто-замещения мы однозначно выиграем. У нас будут созданы новые предприятия, новые производства. А это дополнительные рабочие места и дополнительные налоги, которые мы сможем направить в том числе на благоустройство города и реализацию социально значимых задач, на поддержку населения.