Слово «патриотизм» сейчас произносят часто, порой даже слишком. Иногда возникает чувство, что воспитание патриотизма у школьников – цель куда более важная, чем образование. Но пока складывается впечатление, что патриотизм выходит какой-то фальшивый. Эту фальшь и то, каким образом не надо бы вколачивать этот самый патриотизм в детей, показала на шестом фестивале «Александровский сад» театральная студия из Казани «Другое измерение».
Последний день фестиваля в театре-студии «Enfant-terrible» стал любопытным уроком, поводом к размышлению о воспитании любви к Родине, о жертвенности, о том, как общая беда может сплотить самых разных людей. И этот урок преподали подростки. Действующие лица спектакля «Спасем мир» по пьесе Андрея Семьянова «Прощайте, ангелы, прощайте…» – старшеклассницы. Как часто бывает, класс разношерстный: отличница, пай-девочка, красавица, зацикленная на своей внешности, безбашенная оторва-курильщица, парочка волонтеров-активистов и так далее. Есть и свой изгой – девушку чаще называют клоунессой и дурочкой, чем зовут по имени. Школьницы по одной – по две заходят в класс, привычно сыплются шуточки, и вдруг первая начинает рассказывать, что вчера «сразу, как только пришла домой, сразу про прабабушку спросила. Оказывается, она блокадницей была». Дальше по тексту – подробности. И так фальшиво это звучало, что грешным делом подумалось, что юная актриса слишком старается, но нет у нее еще мастерства, чтобы вложить в слова искренность. Позднее, собравшись все вместе, девочки стали репетировать свое выступление, которое они по заданию учительницы готовили ко Дню Победы. Первой начала та самая девочка, которая слово в слово повторила свою речь о прабабушке – так же выразительно, с теми же интонациями и без грамма искренности. Так же звучали и рассказы остальных. А та самая клоунесса прочла стихотворение Роберта Рождественского. И одноклассницы подняли ее на смех.
Задание было одно на всех: подготовить рассказ о ком-то из семьи, кто прошел через войну. А у этой девочки на фронт не попал никто. Бывало ведь и такое. На войну не брали детей, стариков, подальше от Москвы и Ленинграда эвакуировали ученых, композиторов и прочих выдающихся личностей. А моих дедушек призвали уже в июне 41-го года, но оба попали в плен уже в августе – это единственное, что я о них знаю. Потому что мать папы тоже умерла в годы войны, и он, родившийся в 1941 году, совсем не помнил родителей. Мать мамы, оставшаяся одна с тремя детьми, пропадала в колхозе с раннего утра до поздней ночи и не вела с детьми пустых разговоров об их пропавшем без вести отце. Но весной этого года, накануне празднования 70-летия Победы, в школе детям дали похожее задание – написать небольшое сочинение о воевавшем прадедушке. Пришлось позвонить учителю и сказать, что писать не о чем – если и успел один из прадедушек моей дочери убить хотя бы одного врага в своем первом бою, то нам об этом не известно. «Но как же так? – расстроилась учительница. – Надо что-то написать!».
Надо – аргумент, но не очень убедительный. Но кто-то сверху повторяет: «Надо!» – и по всей стране ставят спектакли на военную тематику, все выставки посвящены войне, на фестивалях и конкурсах поют песни о Великой Отечественной и рисуют бесконечные танки, гвоздики и пламя Вечного огня. Даже джазовый конкурс в Ульяновске проводился «в рамках празднования Великой Отечественной войны», хотя всем понятно, где – джаз и где – война. Нельзя забывать об этой ужасной странице нашей истории. Но и доводить до абсурда тоже нельзя. Спектакль «Спасем мир» заканчивается тем, что школу оккупировали террористы – действие происходит в Беслане. Кто-то должен отвлечь военных, чтобы остальные смогли спуститься по пожарной лестнице. Волонтеры, отличницы, пай-девочки с облегчением узнают, что жребий их миловал. Их спасает та самая клоунесса, которой, как выясняется позже, тоже досталась бумажка без креста – символа жертвы. Но именно у нее хватило мужества выйти навстречу пуле. И думается, что у этих девочек из Казани, с которыми занимается думающий руководитель театральной студии, патриотизма побольше будет, чем у тех, кто по заданию спешно пишет сочинения.
Анна Школьная