Как говорится, бдительность излишней не бывает. Опасаться стоит не только мошенников и шарлатанов. Обмануть вас могут и в обыденной жизни – при посещении магазинов, салонов, получении каких-либо услуг. Вот лишь несколько примеров…

Грязные подъезды

Многим из нас знакома ситуация: все жильцы подъезда скидываются на оплату работы уборщицы, которая моет лестницу и площадки. Но мало кто знает, что заниматься этим должна домоуправляющая компания. Вениамин Малюгин 15 лет проживает в муниципальной квартире по улице Любови Шевцовой в Ленинском районе.

– Все эти годы мы всегда сами убирались в подъезде, – рассказывает он. – Я стал интересоваться юридической литературой, прочитал Жилищный кодекс, различные постановления. Оказалось, что лестничные клетки должны убирать не за наш счёт, а за счёт управляющей компании, ведь мы платим за услуги ЖКХ!

Малюгин обратился в суд с иском против ОАО «ДК Ленинского района»,и на первом же заседании 24 июня суд обязал эту компанию осуществлять в его подъезде уборку лестниц и межквартирных площадок. Кроме того, Вениамину Малюгину выплатили 2 000 рублей компенсации морального вреда. Интересно, что несколько лет назад уборка в подъездах была действительно возложена на самих жителей, однако в 2007 году прокуратура отменила это решение.

– Вполне реально заставить через суд управляющие компании по всему городу убирать подъезды, – продолжает наш герой. – Люди или не знают о своём праве, либо боятся судиться. А права свои нужно отстаивать!

Обманный сервис

В крупных магазинах бытовой техники практически к каждому товару продавцы-консультанты навязывают покупку дополнительной гарантии. Иногда такие предложения бывают действительно стоящими – по ним могут отремонтировать, например, сломавшуюся микроволновку, даже если её поломка произошла по вашей вине.

Но большинство таких допгарантий – чистой воды обман. Как правило, они предполагают всего лишь консультацию специалиста по телефону, при этом ремонт сломавшегося бытового прибора вам всё равно придётся оплачивать самостоятельно. Иногда людям продают дополнительную гарантию на два года, в то время как производителем товара предоставляется гарантия на этот же срок совершенно бесплатно. То есть вы ещё раз платите за то, что уже включено в стоимость товара. – Вы стали бы при покупке сахара за дополнительную плату приобретать сладкий вкус? Нет, конечно. Навязываемая дополнительная гарантия к товару – зачастую практически то же самое, – пояснил Константин Толкачёв, юрист Центра по защите прав потребителей.

Стрижка покороче

18-летняя Наталья всегда гордилась своими длинными белокурыми волосами. Около месяца назад она решила подровнять их кончики в одной из парикмахерских в Засвияжском районе. Но, вместо того, чтобы подровнять волосы, Наталье срезали их чуть ли не под корень! Шокированная девушка подала иск в суд. Стоимость самой злополучной стрижки салон ей возместил, но ведь это копейки в сравнении с ущербом – пройдёт не один год, пока волосы отрастут. Так что Наталья рассчитывает и на компенсацию морального вреда. К сожалению, такой случай – не единичный. Девушки, пребывая в отчаянии от утраченной красоты, как правило, не забирают отстриженные волосы. А зря… В этом и кроется суть обмана. Килограмм натуральных волос длиной от 30 сантиметров скупают за несколько десятков тысяч рублей для изготовления париков. Вот некоторые мастера ножниц и обстригают клиенток намеренно.

Акционеры

В начале 90-х годов сотни улья-новцев скупали акции строящегося моста через Волгу, которые продавало акционерное общество «Ассоциация Волжский мост». Им обещали: как только мост достроят, акционеры будут получать огромные дивиденды! Многие, поверив на слово, стали скупать акции десятками. К слову, стоили они тогда больших денег.

– Я двадцать штук купила! – сетует Зинаида Волкова. – Последние деньги, на похороны себе накопленные, потратила!

К сожалению, жителям теперь вряд ли чем-то смогут помочь. И проезд по мосту сделали бесплатным, и той ассоциации уже давно не существует. Но, тем не менее, обманутые люди по-прежнему хранят уже пожелтевшие от времени бумажки в надежде на то, что когда-то дивиденды им заплатят.

Липовые кошки

Обман может нас поджидать даже при такой, казалось бы, безобидной процедуре, как приобретение котёнка. Год назад жительница Железнодорожного района купила в Самаре за полторы тысячи евро котёнка редкой породы – девон реке. По представленной родословной, котёнок рождён от маститых чемпионов. Когда женщина разместила фотографии своего питомца на сайте любителей кошек, ей стали приходить сообщения: котёнок-то – фальшивый. Результаты анализа крови подтвердили, что животное – не потомок котов-чемпионов. Женщине удалось получить настоящую родословную. Одно хорошо – хоть порода подтвердилась…

Существуют ещё десятки способов обмана покупателей и пользователей услуг, и чтобы их перечислить, не хватит ни газетной полосы, ни разворота. Однако следует помнить, что правосудие, как правило, на нашей стороне. Стоит лишь открыть «Закон о защите прав потребителей» и не бояться отстаивать свои права.