Холдинг “Северсталь”, новый хозяин Ульяновского автомобильного завода, на сегодня инвестировал в предприятие около 1,5 млрд рублей. Эту цифру назвал первый заместитель генерального директора УАЗа Сергей Эмдин, отвечая на вопросы “Симбирского курьера”.
Часть этих денег была запущена в оборот, то есть пошла на закупку материалов и комплектующих. Более 80 млн рублей направлено на погашение недоимки по текущим платежам в бюджеты (общая недоимка в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды превышает 3 млрд рублей, причем более половины этой суммы составляют пени и штрафы). “Северсталь” также расплачивалась с поставщиками УАЗа, с дилерами, не получившими оплаченную ими продукцию завода, а также гасила задолженность по зарплате работникам предприятия.
Сегодня УАЗ насчитывает 26 тысяч работающих и выпускает 85 тысяч автомобилей в год. Пока предприятие остается убыточным, но уже в 2001 году его новое руководство планирует достичь рентабельности в 5-10 процентов, в дальнейшем доведя ее до 20-25 процентов. К 2002 году производство вырастет до 120-125 тысяч автомобилей в год, а к 2003 году этот объем планируется удвоить.
Сможет ли существующий рынок поглотить такое количество машин и тем самым оправдать оптимистические планы нового руководства УАЗа? Эмдин считает, что Ульяновский автозавод, производящий машины повышенной проходимости, занимает уникальную нишу на отечественном рынке. Также считает и генеральный директор “Северстали” Алексей Мордашов. “Мы будем работать над совершенствованием конструкции внедорожника, – сказал он в интервью газете “Ведомости”. – С другой стороны, я считаю, что бессмысленно иметь суперкачественный автомобиль “УАЗ” по цене “Тойоты”. Внедорожник должен быть экономичный, надежный и недорогой”. Экспорт таких автомобилей в страны третьего мира, уверен Мордашов, может стать перспективным бизнесом.
Вывести завод в рентабельный предполагается посредством полного отказа от взаимозачетов и установления единой ценовой политики, что должно привести к повышению цен на автомобили.
С 1 ноября бартер и взаимозачет на УАЗе ликвидированы, что стало возможным благодаря денежному вливанию “Северстали” в бюджет УАЗа. Ранее завод не мог этого сделать по причине отсутствия достаточных оборотных средств, поскольку работал в убыточном режиме: на 1 рубль проданной продукции затраты составляли 1,17 руб. С отменой взаимозачета рынок до конца года полностью очистится от дешевых взаимозачетных автомобилей, что позволит повысить их цену, погасить задолженность перед дилерами и поставщиками.
Другая составляющая стратегии спасения УАЗа – обеспечение равных условий для всех дилеров автозавода. До недавнего времени завод из-за нехватки денежных средств делал огромные скидки дилерам, которые вносили крупную предоплату. Получалось, что УАЗ продавал свою продукцию по бросовым ценам, а крупные дилеры, получавшие в свое распоряжение большие партии дешевых автомобилей, получали возможность диктовать цены на рынке. Теперь, как утверждает Эмдин, все дилеры поставлены в равные условия, при которых они могут доказывать свою состоятельность в справедливой рыночной конкуренции. Отгрузка автомобилей будет осуществляться по единой цене, по графику и на условиях предоплаты. Дилеры берут на себя обязательства по предоплате, а завод – по срокам отгрузки, количеству и модельному ряду.
Опробована новая форма продажи автомобилей – тендер. Дилеры и оптовые продавцы, которые участвуют в тендере, указывают в заявке, сколько машин и по какой цене они хотят купить. Победители тендера получают заявленное количество продукции. Первый тендер по продаже модели “УАЗ-3160” состоялся 17 ноября с хорошим результатом: машины были проданы по ценам, превышающим ныне действующие. В декабре весь выпуск автомобилей этого семейства будет распределен между победителями тендеров.
Вероятно, в ближайшие годы работать на автозаводе снова станет престижно. В ноябре зарплата на УАЗе была повышена на 10 процентов. В дальнейшем, с наращиванием объемов производства, планируется ее увеличить за счет улучшения экономических показателей.
Глава “Северстали” Алексей Мордашов рассматривает УАЗ как одну из точек опоры холдинга. Он считает вложения металлургов в автомобильную промышленность естественным процессом, поскольку, по его словам, рынок стали перенасыщен и “никто на нем больших денег не зарабатывает”.