В конце прошлой недели ульяновские газеты сообщили о появлении в компьютерной сети Интернет “обращения” главаря чеченских боевиков Басаева к жителям нашей области.
Басаев якобы предупреждает, что, если генерал Шаманов станет у нас губернатором, все объекты на территории региона будут объявлены зоной бедствия. Одновременно с “обращением” в Ульяновске появились листовки с угрозами и фото взорванного в прошлом году в Москве жилого дома.
ФСБ, УВД и военная разведка занимаются сейчас поиском тех, кто решил накануне выборов шантажировать избирателей области. В том, что листовки и “обращение Басаева” – липа, сомнений нет практически ни у кого. Во-первых, потому что ни Басаев, ни Масхадов никогда не брали на себя ответственности за взрывы домов в Москве, утверждая, что попытки свалить это на них – клевета. А думать, что Басаев изменит свою позицию ради сохранения Горячева на посту ульяновского губернатора, – глупо. Во-вторых, потому что лидеры боевиков не устают повторять, что они не воюют с мирным населением, а отстаивают независимость своей республики. Закон же кровной мести, как утверждают знатоки, на представителей других наций вообще не распространяется, иначе он утратил бы всякий смысл. Третье: с тактической точки зрения боевики должны радоваться уходу известного своим бесстрашием и непримиримостью генерала Шаманова из армии на гражданку. Чем дальше он будет от Чечни, тем Басаеву спокойнее, и Басаев это понимает. Если Шаманов наводил на бандитов страх даже в их собственном логове, зачем им соваться туда, где Шаманов будет губернатором. Все обстоит как раз наоборот, о чем чуть ниже.
Пресса уже отмечала, что фальшивки сработаны предельно грубо. Так, “обращение Басаева” заканчивается словами “Аллаху Акбар!!!”, что покоробило, наверное, и немусульман. Это выражение пишется: “Аллах Акбар!” и означает: “Аллах велик!”. Басаев и его идеолог Удугов – люди с высшим образованием и позориться склонением имени Всевышнего на русский манер не стали бы даже под дулом автомата.
Цель фальшивок прозрачна: запугать ульяновцев и предотвратить приход Шаманова на пост главы области. Запугать подлейшим образом, разыгрывая межнациональную карту. Газета “Симбирские губернские ведомости” предположила, что провокация с названием “Кавказ” – дело рук людей из предвыборного штаба Горячева, а листовка и “обращение Басаева” состряпаны в недрах “Народной газеты” – официального органа обладминистрации, и газеты “Вести”, издающейся на площадях АО “Продовольствие” (ген. директор – старший сын Горячева).
Есть и еще одна версия. Понятно, что сын губернатора готов пойти на все, лишь бы папа остался у власти, а он – в роскоши. Но Шаманова боятся не только Горячевы и их окружение. По достоверным данным наших источников, еще несколько месяцев назад, когда Шаманов лишь заявил о желании участвовать в выборах, в Ульяновске прошел большой сход выходцев с Кавказа, контролирующих городские рынки. Вопрос стоял один: что делать? Ответ для многих тоже виделся один: сворачивать “бизнес” и выбираться из области, “поскольку Шаман жить не даст”.
А жила эта публика и продолжает пока жить припеваючи. Без ее ведома и платы ей мзды никто из ульяновских продавцов на ульяновские рынки не проникнет. Для простых граждан это оборачивается неприподъемными ценами на продукты, которые у нас сплошь и рядом выше, чем в других регионах. Картошка, например, – по 5-6 рублей за килограмм, тогда как в Липецкой области – по 12-15 за ведро, то есть в три с половиной раза дешевле нашей. И так далее. О том, что на “рынках хозяйничают кавказцы”, Горячев говорил на селекторных не раз и сам, но дальше слов дело не шло, поэтому можно смело констатировать, что при Горячеве рыночная мафия живет как у Христа за пазухой. Ее интересы и интересы горячевского предвыборного штаба сейчас объективно совпадают: в случае прихода Шаманова красивой жизни тех и других наступит конец. Так что идея “басаевских угроз” вполне могла быть совместным проектом рыночных баронов и технологов горячевского штаба. Скажем, бароны обеспечивают деньги, а штабисты – изготовление провокационных материалов и их расклейку по городу.