Предстоящие 24 декабря выборы губернатора области и мэра Ульяновска в силу их особой значимости и неслабо замешанной интриги (генерал против ветеринара в присутствии спикера) замкнули на себя весь публичный интерес, вытолкнув на обочину общественного сознания выборы в Городскую Думу и довыборы в областное Законодательное Собрание.
По мнению политолога Николая Васина, полезность и необходимость представительных органов власти для населения не столь очевидны по сравнению с деятельностью мэра и губернатора, поэтому он выражает большое сомнение, что 10 декабря эти органы будут избраны. Привлечь людей на избирательные участки можно было бы некими впечатляющими и грамотно срежиссированными акциями, но в нынешней ситуации и они не гарантировали бы явки.
Голосование с интервалом в две недели при обилии кандидатур делает проблематичным осознанный выбор, считает Васин, за исключением разве что кандидатур на должности губернатора и мэра. Поэтому успеха при таком раскладе могут добиться люди, которые заявили о себе задолго до выборов. Но подавляющее число кандидатов в ЗСО и Гордуму – это люди с нулевыми стартовыми рейтингами.
Можно утверждать, что отдельные избранники народа в ЗСО и Думе сделали максимум для того, чтобы дискредитировать местную представительную власть в глазах жителей.
Сначала, обидевшись на коллег, хлопнул дверью депутат Алексий Скала. Дума вопреки закону посчитала, что сможет обойтись без дополнительных выборов депутата на его место. Потом этого голоса Думе не хватило, чтобы сохранить легитимность, когда весной пятеро депутатов фактически сбежали из Думы, испугавшись давления со стороны областной администрации. Странно, но двое из них – Юрий Симанский и Михаил Урясов – баллотируются в Думу вновь. Какой же бардак должен твориться в голове у людей, которые не могут решить, каким же образом следует защищать интересы горожан – путем выхода из Думы или путем входа в нее. А ведь туда-сюда без обоюдного согласия – это изнасилование. В данном случае – групповое.
Тогда за изнасилованную Думу никто не заступился – ни прокуратура, ни представитель Президента Валерий Сычев, ни Законодательное Собрание области, хотя в давлении на местное самоуправление не последнюю роль играл депутат ЗСО и сын своего отца Олег Горячев. Все поняли, что местные органы власти можно “иметь” совершенно безнаказанно. Поэтому спустя время история повторилась, но на более высоком уровне.
В конце ноября несколько депутатов ЗСО, зависимых от областной власти, сорвали очередное заседание: они просто не явились на него без предупреждения, и Собрание лишилось кворума. На этом заседании планировалось принять поправки к областному закону о едином налоге на вмененный доход в розничной торговле в сторону послабления для частных предпринимателей. Первоначальный вариант закона, принятый в августе, был предложен налоговой инспекцией и пролоббирован заместителем губернатора Юрием Роговым и “продовольственным королем” Олегом Горячевым. Этот вариант разорителен для большинства коммерсантов, торгующих на рынках Ульяновска и области, но выгоден Горячеву-сыну и прочим владельцам крупных сетей магазинов. Для таких, по заявлению лидера инициативной группы предпринимателей Засвияжского рынка Андрея Шаруева, объем налоговых платежей сократится в три раза.
Срыв принятия поправок приведет к тому, что с 1 января начнет действовать прогорячевский вариант. Это уже вызвало акцию протеста предпринимателей у Дома Советов, которые намерены в массовом порядке заявить о приостановлении своей деятельности. Социальный взрыв был предсказуем и даже запланирован: в августе депутаты ЗСО бездумно проголосовали за лоббистский налоговый закон, в котором была заложена “бомба”, а потом не хватило кворума, чтобы его поправить. Причем сорвать законодательный процесс оказалось предельно просто: всего лишь звонком из Белого Дома запретить части зависимых депутатов исполнить свой долг перед народом.
По заявлению председателя ЗСО Сергея Рябухина, Собрание было поставлено “в режим недееспособности” в результате политического невежества и политических амбиций отдельных высокопоставленных чиновников, которые подвергли часть депутатов политическому и психологическому давлению. Он также обвинил областную администрацию в том, что она с начала года ограничивала финансирование Законодательного Собрания, с апреля не перечисляла депутатские пособия. Рябухин назвал неслучайным, что довыборы в ЗСО не были назначены одновременно с выборами Президента России, когда они с большой вероятностью состоялись бы вследствие высокой явки на президентские выборы. По его утверждению, довыборы не были назначены на 26 марта из-за отсутствия средств, которые обладминистрация должна была перечислить избирательной комиссии.
За этим последовал срыв дополнительных выборов в ЗСО в июне из-за неявки избирателей. Нынешний состав Собрания устраивает обладминистрацию, поскольку в своем большинстве он сформирован из лояльных губернатору Юрию Горячеву депутатов, довыборы же в городских округах могли сместить этот баланс в пользу оппозиции.
Получается, что администрация области при всеобщем попустительстве “поимела” Городскую Думу и Законодательное Собрание, отчасти, потому что они позволили это с собой сделать. Откуда ж теперь взяться авторитету в глазах народа? Все это печально, потому что представительные органы власти – нормальные, а не те, которыми можно манипулировать путем угроз, шантажа или недофинансирования, – очень важные институты демократии и гражданского общества. Без них исполнительная власть, укомплектованная чиновниками, лишается законодательного противовеса и может вообще сорваться с тормозов. Представительные органы – это аккумулятор народного мнения, коллективный аналитик, контролер за исполнительной властью, и ее оппонент в процессе нормотворчества, и еще много чего, например, жилетка, в которую могут поплакаться обиженные граждане. Поэтому для самого населения лучше, чтобы выборы 10 декабря состоялись. Только выбирать в представительные органы лучше таких людей, которые не разбегутся по свистку из администрации.