“Готовь телегу зимой, дрова – летом”, – так, перефразируя известную пословицу, можно сказать о тех, кто греется сейчас возле домашних печек. В лютую стужу им завидуют горожане и жители поселков, в чьих домах тепло зависит от ТЭЦ и котельных.
Обеспеченные домовладельцы так и делают – закупают дрова и уголь в летние месяцы. Большинство же действует по принципу: пока гром не грянет. Зачастую дело вовсе не в том, что зима для них приходит неожиданно. Просто подготовка к ней требует денег и не малых. Топить печь – удовольствие дорогое. Как пояснил генеральный директор предприятия “Ульяновсклестоппром” Сергей Трифонов, уже в апреле-мае на склады заготовительных организаций поступает уголь. Населению остается только заплатить деньги и вывезти его. Стоимость в различных районах области различная, хотя поставкой угля и дров занимаются централизованно. До 1 января 1997 года топливо продавалось населению со значительными скидками, до 50 процентов от закупочной стоимости. Разница компенсировалась предприятию из областного бюджета. Четыре года назад губернатор своим распоряжением отменил это финансирование, перекинув его на местные бюджеты. Главам районных и сельских администраций было рекомендовано самим заключать договоры с предприятием “Ульяновсклестоппром”, определяться по цене и по механизму возмещения убытков. Известно, что районные бюджеты скудные, а взаимозачеты запрещены. Вот и приходится жителям области, имеющим печки, выкладывать за отопление круглые суммы. На сегодня такая ситуация почти во всех сельских районах и в Ульяновске. Горожане платят за уголь по 750 рублей за тонну, за дрова – по 200 рублей за куб. На зиму одной семье надо больше двух тонн угля или пяти кубометров дров. Можно предположить, в какую сумму выливается каждый отопительный сезон.
При этом следует помнить, что в частных домах с печным отоплением живут, как правило, самые социально незащищенные люди. Те, кто не может заплатить за газификацию. У многих из них зачастую не остается выбора: мерзнуть или ходить за дровами по ночам в лес, то есть воровать их у государства. Многие, кстати, так и делают, так как разрешение на заготовку леса на специально отведенных делянках тоже стоит денег.