Результаты воскресного голосования оглушительны для действующего губернатора Юрия Горячева: у него – 23,5 процента по сравнению с 56 процентами за генерала Владимира Шаманова – в два с половиной раза меньше. Это не просто поражение, это – провал. Провал политики мягкого вхождения в рынок вместо рынка, политики выживания вместо жизни, политики насильственного кормления вместо свободы накормить себя самому.
А ведь все было так предсказуемо. В чем кардинальное отличие нынешних выборов губернатора от предыдущих? Четыре года назад мало кто сомневался, что Горячев победит, нынче же мало кто сомневался, что он провалится. Впрочем, вопреки соцопросам, которые по рейтингам накануне выборов выводили Шаманова на первое место с 52-58 процентами, в штабе Горячева почему-то были уверены в победе своего кандидата и заразили его этой иллюзией. Вероятно, горячевцы черпали свои прогнозы из лояльных им газет, которые специально для “деда” сочиняли умилительные рейтинги, в которых он был и навсегда останется первым. Эпизод, который войдет в легенду или в анекдот: в штаб Горячева привезли коробки с шампанским, дабы оприходовать его, как только победа кандидата, подобно победе коммунизма, станет неизбежной. Что стало с шампанским? Осталось ли оно невостребованным или его употребили по назначению, видоизменив повод с точностью до наоборот? Ведь в России в таких делах повод всегда важнее причины.
Горячеву и его команде напрочь изменили как чувство реальности, так и инстинкт самосохранения. Сергей Рябухин (он пришел к финишу третьим – с 12 процентами) целый месяц уламывал Горячева не лезть в эту драку и уже было уломал, но “ближний круг” встал на дыбы: “Папа, вы должны баллотироваться: семья не поймет отречения”. И Горячев заявил, что уйдет тогда, когда подготовит преемника. А преемник был готовый – Сергей Рябухин. Если бы он получил голоса Горячева вместе с его ресурсом, исход выборов мог бы быть и другим. Рябухин – выходец из того же гнезда, некогда человек его команды, публично заявлял об уважении к Горячеву и признавал его заслуги. В случае его победы “семья” имела шанс ретироваться с минимумом потерь и даже с некоторыми гарантиями.
Впрочем, генерал Шаманов вчера тоже заявил, что не жаждет крови бывшего соперника и даже готов рассмотреть некие гарантии его спокойной старости. Но кроме Шаманова есть и другие силовики: прокуратура, например, где против “семьи” что-то уже варится. Так что какие-то процессы, наверное, пойдут.
Что на это сказать? Жадность фраера сгубила. Он слишком любил власть и плоды, которые она приносит. И не деньги даже, а вот это: “Панчин, разберись и прими меры – вопрос надо снять…” Это создает иллюзию, что все под контролем, в том числе и народное волеизъявление. Теплое море иллюзий, из которого так не хочется выходить на холодный, одинокий берег, где разбросаны пустые бутылки.