Губернатор Шаманов как-то сказал, что мы все больше входим в общефедеральное пространство. Что он имел в виду, в общем, не важно. Важно, что входим. Как в болото. И не только, кстати, в экономическое, но и в политическое. Нет, не в том смысле, что и у нас, как везде, “Единая Россия” всем заправляет. А в том, например, что депутаты наши в ЗС, как в Госдуме, заседают – на кожаных креслах, с кнопочками для голосования. Чтоб, значит, и про них можно было ту загадку загадывать: “Денег полно, а дело одно: сиди на попке, нажимай на кнопки”.
Кресла и кнопки, похоже, сыграли свою зловещую роль – наши депутаты и вести себя начинают, как московские сидельцы. Вот, например, в прошлый четверг депутат Володарский взял да и обложил своих коллег матом. Он, Володарский, вообще, самый продвинутый в плане цивилизованного парламентаризма по-российски. А что? Господина Повтарева по макушке хлопал? Хлопал. Теперь, того и гляди, минералка в ход пойдет, а то – и кулачные бои в амфитеатре ЗС начнутся.
Но это в будущем. И то ли еще будет, то ли нет – нам знать не дано. Вернемся, однако, к прошлому четвергу и посмотрим, кресла ли с кнопками вынудили Матвея Константиновича материться, или другое что?
Итак, когда заседание начиналось, Матвея в зале не было. Значит, кнопки на него магического действия произвести не могли. А кресло – и тем более: Володарский с первого дня в ЗС на стуле сидит. Смотрим повестку дня. Вопрос номер восемь – бюджет. Листаем бюджет – матушки-светы! Да как, читая такое, не заругатьтся!? Содержание чиновников – 300 миллионов рублей, а на детские пособия матерям, жизнью издерганным и ожиданием этих жалких грошей измученным, только 10 миллионов финансисты шамановские, научно остепененные, наскребли по бюджетным сусекам. На выплату “книжных” учителям набрали и того меньше – при потребности всего-то в 12 миллионов, выделили только шесть с хвостиком, а помощь малоимущим вообще затискали в “праздничную статью”, – видимо, чтобы не позориться. Правильно, малоимущих-то у нас, – почитай, вся область, а статья-то ма-а-люсенькая такая – всего 12 миллионов рублей. И из нее, не забудьте, на праздники деньги пойдут. А праздники наши чиновники шибко любят! Да чтоб на тройках! Да чтоб с цыганами!..
Но и этих, прямо скажем, более чем скромных денег может не оказаться. Дефицит бюджета запланирован на уровне 15-ти процентов – 300 миллионов рублей. Планировать показатели более высокие нельзя – закон о бюджетном устройстве не позволяет. Но кто сказал, что плановый этот показатель останется незыблемым до конца 2004 года и не вырастет раз в несколько? Например, по итогам года прошлого, дефицит бюджета составил 45 процентов! При плане в те же 15. И недофинансированными остались многие расходные статьи даже из числа защищенных. Ну, да вы матерей спросите, что годами выплаты детских пособий ждут, у учителей тех же, – они вам подтвердят.
Смотрим дальше: губернаторский фонд – 53 миллиона рублей! Это куда ему столько, на какие такие надобности!? Даже у президента Чувашии подобный фонд впятеро меньше при большем бюджете. А у Президента России он больше всего лишь в неполные десять раз. Но у того территория в одну седьмую часть планеты и 89 регионов. И народа в аккурат в сто раз больше. Если сравнить фонды Путина и Шаманова через все это, то Президент России будет выглядеть бледно. Хотя и в Средние века случалось, что иные вассалы были богаче своих сюзеренов.
Впрочем, что сейчас обсуждать – поздно. Приняли бюджет-то. Большинством голосов. Вот Володарский за это и вдарил по ним непечатной формой – убедить нормальным языком, видно, не сумел, что ему оставалось…
Да, втягиваемся мы в общероссийское пространство, ох, вляпываемся. За уши, силком нашей властью втягиваемся. А потом обставляем все это креслами, кнопками, “Ауди” бронированными – для антуража, стало быть, чтобы выглядело все чинно и благородно.
Вот и Володарского теперь за его неадекватное поведение на мандатную комиссию собираются вызвать. Счетоводы его песочить будут – им это, вроде, не по профилю, но комиссии по этике нет пока в ЗС. Хотя у нас в области, куда ни глянь – кругом неспециалисты. Начиная с самого властного верха.