В одном из недавних выпусков телепрограммы “Говорит и показывает ЛДПР”, больше напоминающих перманентный комедийный сериал, Юрий Коган, – исполнитель сразу трех главных «ролей» – ведущего, депутата ЗС и помощника депутата Госдумы (просто три в одном да и только!), – показал блестящую пародию на так называемый “черный пиар”. Ему удалось довести до крайнего примитивизма такую тонкую составляющую этого самого “пиара”, как подмена понятий.

Что такое подмена понятий? Ну, это когда путем всевозможных ухищрений человека убеждают, что черное – это белое, плохое – хорошее, а пустяковое – так и вовсе архиважное. Впрочем, каждый, наверное, испытал это на себе во время сменяющих друг друга выборных кампаний. Политтехнологи действуют, порой, настолько тонко, что избирателю кажется, что он сам принял решение голосовать, скажем, за того, кого вчера еще готов был на куски порвать. Ну, а Коган, этот, своим недюжинным талантом вскрыл всю эту “точную механику”, продемонстрировав ту самую подмену понятий в простой и даже смешной форме: одно слово – артист.

Юрий выбрал для примера как раз тот случай, когда пустяк выдается за едва ли не глобальную проблему, а что-то действительно важное преподносится как сущий, по сравнению с этим, пустяк. Он взял и показал сюжетец о том, что предприниматель Герасимов, дескать, обидел инвалидов-часовщиков, купив какое-то здание на улице Варейкиса. В котором располагается их мастерская с гордым названием ООО “Маяк”. А теперь (по Когану) с инвалидов требуют арендную плату за так называемые места общего пользования. И столько стенаний вокруг этого развел ведущий, депутат и помощник депутата, столько пафоса в свои слова напустил, что сердце зрителя, не понимавшего в тот момент, что он смотрит, могло запросто вскипеть, как в песне поется, благородной яростью, обращенной к богатею-кровососу. Он же (зритель) не знал, что Коган, ради нагнетания страстей, не сказал, что тем инвалидам предлагалось несколько вариантов решения проблемы. На то оно и искусство оболванивания, что объективность для него – только помеха. Берется что-то одно и доводится, так сказать до гротеска. И зритель уже не думает о том, что шесть квадратных метров (а именно о такой площади шла в сюжете речь) Герасимову погоды не испортят, он (зритель) негодует и сопереживает. Вот, что такое “черный пиар”, только в реальности он намного тоньше и незаметней.

А после окончания сюжета, зритель от того же Когана узнает, что тот проголосовал в ЗС затак называемый бюджет вымирания. Но никаких стенаний, пафоса и публичного посыпания головы пеплом за этим не последовало. Дескать, не стоит из-за такого пустяка убиваться, это вам не шесть квадратных метров на улице Варейкиса! Ну, подумаешь, тысячи малоимущих и инвалидов останутся без помощи, а больные – без лекарств. Это пыль по сравнению с тем, что сотворил с людьми Герасимов со своими помощниками!

Вот она, классическая, по схеме, подмена понятий! Правда, – для наглядности – Коган привел ее в грубой, примитивной форме. Что и прекрасно! Восприняв объяснение, так сказать, на уровне пальцев, люди, глядишь, потихоньку научатся различать, где их, извините, дурят, а где им говорят правду.

Что вы говорите? Что я тут говорил не про комедию, а про серьезную телепередачу? Ах, бросьте, серьезные передачи смеха не вызывают. Правда, если допустить, что Коган плохой артист, то он, может быть, и в самом деле думал, что изображает что-то серьезное. Впрочем, не стоит спорить и ссориться из-за такого пустяка как какая-то телепередача. Тем более, что суд, возможно, скоро и без нас определит, что это было на самом деле: комедийный сериал или что-то другое…